Эта статья вам расскажет о тех ситуациях, когда попираются все правила и советы управлением авто. Сейчас вы прочтёте, почему нельзя утверждать, что, допустим, в заносе на заднем приводе нужно всегда выворачивать колёса в противоположную повороту сторону.

Для того, что бы вы понимали, насколько это серьёзно, я опять вернусь к нашим реалиям: вспомните дороги. Если асфальт кладут на довольно оживлённом участке дороги, а затвердеть ему времени выделяют недостаточно, то уже скоро автомобили начнут наказывать в асфальте колею.


Аквапланирование

Вы вряд ли беглым взглядом её увидите, но когда пойдет дождь, в них начнёт скапливаться вода. Проблема в том, что вода с неба на чистом и чёрном асфальте иногда незаметна: вы видите, что она есть, но глубину оценить объективно (учитывая скорость приближения лужи к вам) не можете. И казалось бы, лужа есть, но чем же она так опасна? Заезжаете в канаву, и у вас ощутимо пропадает руль. Такое впечатление, что у вас усилитель начинает работать в 10 раз сильнее. Руль совершенно не оказывает сопротивления. Гидроруль начинает работать с небольшим запаздыванием: вы прикладываете усилие, а он буквально мгновение сопротивляется как обычно и тут же проворачивается даже, я бы сказал, с инициативой/инерцией. Электроруль пропадает мгновенно и без задержек. Причём хочу заметить, что хундай акцент и дачия логан имеют манеру явно переруливать желания пилота. Механическая рейка же на 100% имитирует руление на подъёмнике.

Что происходит? Аквапланирование.

Давайте вернёмся к покрышках. Помните такой рисунок протектора?

Протектор
Именно рисунок протектора и старается предотвратить аквапланирование. Узор канавок сконструирован таким образом, чтобы по максимуму рассекать водяной пласт перед колесом (не под, перед колесом!) и отправлять потоки воды этими канавками за пределы покрышки.

 Аквапланирование. Пятно контакта
Если вода попала в пятно контакта — пиши «пропало»!

Как работает протектор?

У каждого протектора есть свой объём. В разрезе протектор — прямоугольный профиль. Умножаем его высоту на ширину и длину — имеем объём протектора. Числа я привожу столь утрированные, чтобы было яснее. Допустим, объём протектора — 1 литр. Теперь предположим, что водяной пласт высотой 3 см.

Аквапланирование. Водяной пласт
Учитывая длину окружности колеса, вы можете более-менее прикинуть на глаз, сколько воды нужно убрать перед колесом. Также учитываем площадь протектора, которая эффективно работает. А это от силы 10-15% его площади. Значит, за 1 период времени колесо может в себе «вмещать» 100 грамм воды из лужи. Говоря точнее, 100 грамм — это предельный объём, который колесо может вытеснять из лужи в движении.

С ростом скорости перед колесом начинает скапливаться вода. И её объём уже больше 100 грамм. Перед колесом образуется такой себе «водяной клин». С еще большим ростом скорости колесо перестаёт воду вытеснять по каналам протектора, а начинает уже его вытеснять всё своей площадью: как будто по воде гахнуть ладонью. И у вас уже не колесо, а «слик». По законам гидродинамики, этот клин с ростом скорости авто будет увеличивать свою плотность и вода в нём станет настолько жесткой, что вы на неё наедете! Рано или поздно вы на этот клин воды наедете! вот так:

Аквапланирование
А тогда… А тогда это страшное слово на букву «А» (Аквапланирование).

Если у вас, допустим, лысое колесо, или оно неправильно одето (задом наперёд), или просто вы едете слишком быстро — рано или поздно вы пройдете следующие этапы:

  1.  Езда по мокрому асфальту. Рисунок протектора убирает воду с пути.
  2. Скорость, при которой рисунок протектора уже не успевает убирать 100% воды с пути.
  3. Неминуемое накопление воды перед колесом. Водяной вал перед колесом, если хотите.
  4. Наезд на этот вал.
  5. Аквапланирование.

Подробнее:

На первом пункте вы делаете 50-60 км/ч. На этой скорости веса авто и протектора высотой 2-3 мм будет вполне достаточно для того, чтобы убрать лишнюю воду с пути. На всю воду, которая накапливается перед колесом, протектор накатывается, выталкивая воду влево и вправо.

Вам на этом пункте нужно бояться только того, что сцепление на влажном асфальте гораздо слабее, а значит (в зависимости от уровня вашего мастерства) нужно сбавить скорость на 20-30%. Установлено, что современные шины всплывают на скорости от 90 до 98 км/ч.

На втором пункте вы уже делаете, допустим, 90 км/ч. На этом уровне сложности протектор уже не успевает расчищать дорогу. Почему? Потому что объём воды перед колесом уже за пределами объёма эффективно работающей площади объёма протектора. И перед колесом начинает скапливаться избыточная вода.

На третьем пункте накопление воды перед колесом уже «лавинообразное»: колесо с забитым протектором уже скорее толкает воду вперед, чем эвакуирует направо и налево.

На четвёртом пункте вы наедете на созданный вашей «некомпетенцией» в водяной клин.

Торба! Началось аквапланирование.


На этом этапе я уверен в том, что вы уже хорошо поняли и разобрались, как работает протектор, и как появляется это самое чёртвое Аквапланирование. Теперь же переходим к тому, почему же это слово «Аквапланирование» столь страшное.

Для начала немного физики движения. Когда вы наезжаете на воду и начинаете ехать по воде, сцепление колёс с дорожным полотном (которое уже является не асфальтом, а водой) начинает стремиться к нулю. Даже на льду у вас есть шанс. Даже на льду на летней резине у вас есть сцепление. На воде его нет вообще. И тут, возможно, вы подумали: «А что, я просто пронесусь по этой луже, не буду крутить рулём». Но не тут-то было. В лучшем случае так и происходит. Вы одним колесом наезжаете на лужу, пролетаете её и даже не замечаете, Слава скотчу таких случаев абсолютное большинство. Ну вот скажите: разве часто вы несётесь как угорелый под дождём? Но подготовить я вас собираюсь ко всему!

Допустим, вы уже обнаружили, что плывёте, а не едете. На этом этапе очень важно сохранять всё как было до начала аквапланирования. Вот представьте себе портал: заехали на воду и как телепортом тут же съехали с неё. Даже не моргайте! Руль держите прямо? Не крутите его на воде. Газ открыт на 25% ? Не топите и не отпускайте его резко. Вот замрите и молитесь, чтобы пронесло.

Сугубо на воде от вашего вмешательства ничего плохого не произойдет. Мы же боремся с вами за выезд! Именно выезд с лужи является ключевым моментом аквапланирования. Если вы, следуя моим советам, застыли и просто «телепортнулись» от начала, в конце вы наедите на асфальт и ничего не почувствуете.

Но! Если у вас дрогнет рука, и вы на асфальт приедете с колесами, «слегка повёрнутыми не в ту сторону», например, влево, то, как только колёса обретут асфальт — вас швырнёт влево. А задняя ось? А она всё еще плывёт по воде. А значит в момент ИКС её унесёт, как осиновый листик. Всё это происходит так быстро, что вы даже едва поймёте, что происходит! Также дело не только в выезде. Если дорога с ухабами, любая кочка в луже вам организует «локальный выезд». И вас «киданёт» прямо в луже. Да и вообще любые манёвры на нулевом сцеплении — это всегда беда. Этого всегда нужно избегать. Как? Вариантов два:

Первый — Легкий, безопасный, ну-с вполне эффективный. Он заключается в том самом «телепорте»: просто замрите и ничего не делайте. Колёса войдут на асфальт без рывков.

Второй — сложный, опасный, но гораздо эффективнее. Он заключается в том, чтобы корректировать свои манёвры, подстраивая их к «выезду».

Не дай Скотче, вас слегка занесло. И вы видите, что войдете на асфальт под углом. Если вы будете продолжать выполнять «телепорт», то, скорее всего, заходя на асфальт с заведомо подвёрнутыми колёсами, ждите беды. А вот если их чутка повернуть в сторону хода асфальта — у вас есть ого-го какие шансы!

Именно поэтому я всегда прощу держать обе руки на руле.

Именно поэтому я всегда говорю, что одна рука должна постоянно держать одну точку руля.

Именно поэтому вы должны всегда крайне точно знать, на какой угол вывернуты колёса.

Итак, правила контрманёвра:>

  1. Никаких резких движений!
  2. Плавно отпустите газ. Очень плавно! Не допускайте «торможение двигателем»!
  3. Крепко-крепко зафиксируйте руль. Это, вероятно редчайший случай, когда руль нужно как раз ухватить, как хомутами.
  4. Сбрасывайте скорость ниже 80 км/ч.
  5. Попробуйте продумать траекторию так,чтобы лужу проехать прямо, не работая рулём вообще.

Если вам явно не повезло и вы видите лужу в повороте, то старайтесь её объехать. Если она в повороте, и объехать её не представляется возможным (встречная машина), то тормозите! Причём я под «тормозите» имею в виду не «сбрасывайте скорость», а скорее, загружайте передние колёса! и опять-таки не поворачивайте руль, пока не сбросите скорость до уровня 70-80 км/ч.

Что будет, если вы примените «контрсмещение». Как только колеса, плевать, в какую сторону повернутые, обретут сцепление (наедут на асфальт), машину молниеносно вышвырнет в бок! и даже если вы успеете это осознать и начнёте другие контрманёвры, вы попросту не успеете столь быстро крутить руль.

Вывод: против лома нет у нас приёма. Просто сбавляйте скорость.

Если принять коэффициент сцепления при 90 км/ч с сухим асфальтом за единицу, то с мокрым он будет всегда 0.6! А лысое колесо (протектор ниже 1,5 мм) — всего 0.2. Для особо упоротых стрит-сракеров: капли дождя, попадая на дорогу, не растекаются. Они обволакиваются пылинками и скапливаются небольшими лужицами. Если дождь усилится, на таких «лужицах» сцепление новой покрышки уже упадёт до около 0.3 — 0.4, а лысой — до 0.1. 0.1 — это коэффициент сцепления со льдом! Помните это!

Почему же гонщики летают по лужам, как по асфальту? У них скоростя высокие, и они эти лужи пролетают за доли секунды. Тут уже, скорее, безопаснее её быстрее проехать, чем медленнее. Также гонщики никогда не летают в поворотах по лужам, а кольцевики едут только по сухой части траектории.

Держите обе руки на руле. :)

автор: MastersWRC (Пикабу)

Аквапланирование. Грамотно «плаваем» по лужам.
6 оценок, Средняя оценка: 5 из 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *