Вождение автомобиля – дело довольно сложное и требующее определённых навыков, знаний и умений. Связано это с тем, что дорога и скорость ведут к опасности и риску, а значит, прежде чем садиться за руль транспортного средства, водитель обязан пройти тщательную подготовку и научиться правильно осуществлять различного рода манёвры.

Довольно трудно дается торможение. Выделяют несколько его разновидностей в зависимости от цели и метода осуществления:

  • Частичное. Постепенное понижение скорости до какой-то границы, но не до конца.
  • Полное. Понижение скорости до абсолютной остановки машины.
  • Стояночное. Предполагает использование ручника (ручного тормоза), который позволяет зафиксировать положение автомобиля. Используется такой вид при временном прекращении движения (остановка у супермаркета, у края дороги, на парковке и т. п.).
  • Аварийное. Как видно из названия, такой вид используется в экстренных случаях, когда поломалась тормозная система или имеются другие повреждения. Этот вид предполагает использование ручного тормоза, скольжение кузова или колеса по препятствию сбоку и прочее.
  • Служебное. Регулировка скорости полностью контролируется водителем, а также учитывается безопасность находящихся внутри машины людей. Возможна как частичная, так и полная остановка автомобиля. Такой вид торможения применяется в разного рода условиях: остановка перед светофором или по сигналу работника полиции и так далее.
  • Экстренное. Цель этого вида – избежание ДТП. Применяется оно, соответственно, только в критической ситуации и подразумевает наиболее быстрое и безопасное торможение.

К самым действенным способам торможения относят следующие:

Торможение, производимое двигателем и коробкой переключения передач (КПП). Такой способ считается простым и эффективным при спокойной езде. В этом случае водитель переключает передачу на пониженную, что приводит к снижению оборотов двигателя и, соответственно, к уменьшению скорости. Разумеется, такой способ возможен только для авто, работающих на механической коробке передач.

Двигатель запускает процесс торможения машины в момент, когда отпускается педаль акселератора (газа). К двигателю поступает меньшее количество топлива, поэтому тяга, передаваемая колёсам посредством коробки передач, значительно снижается. При нехватке тормозного усилия следует сменить передачу на более низкую, но постепенно. Не нужно перескакивать с четвёртой скорости сразу на первую.

Работа с педалями при понижении передачи происходит так: сначала отпускается педаль газа, затем – тормоза, выжимается сцепление, происходит переключение передачи и вслед за ним плавное отпускание педали сцепления. Такой вид торможения хорош на крутых спусках или при неблагоприятной погоде, когда сцепление шин автомобиля и поверхности дороги значительно ослабевает.

Торможение посредством двигателя с усилием применимо в таких экстренных случаях, как отказ основной системы торможения. Этот случай разрешает переключение, например, с пятой передачи сразу на первую, но есть один нюанс: если выбрана слишком низкая для текущей скорости автомобиля передача, то она приведёт к ускоренному торможению машины, что вызовет большую нагрузку на двигатель и КПП. Зачастую такой процесс выводит механизм из строя, но, выбирая между жизнью водителя и жизнью двигателя, предпочтение нужно отдать всё-таки человеку.

Следующий способ называется импульсным, или прерывистым. Здесь применение тормоза ведёт к снижению скорости во время движения транспорта. Для этого необходимо до упора выжать педаль тормоза и ненадолго её отпускать. Это актуально для машин, не оборудованных ABS. На автомобилях, где такая система установлена, этот вид торможения происходит в автоматическом режиме, достаточно только выжать тормоз до конца и не отпускать педаль.

В разных ситуациях частота и продолжительность нажатия могут варьировать. Важно знать, что слишком сильное изначальное тормозное усилие может повлечь блокировку ведущих колёс. Затем усилие ослабляется, но не полностью и ненадолго, и следует повторное торможение на грани блокировки. Такая очерёдность прерывается полной остановкой либо понижением скорости до необходимого предела.

Ещё один метод – это ступенчатое торможение, которое может быть с пониженным или повышенным усилием. Этот способ применяют все водители. Повышение усилия используется при неблагоприятных метеоусловиях. Подразумевается увеличенное и долгое нажатие на педаль тормоза. Так водитель проверяет способность машины совершать необходимые манёвры. Понижение усилия оправдано при хорошем сцеплении шин с поверхностью дороги, что предоставляет возможность управлять транспортным средством на высокой скорости. Этот вид торможения предусматривает выжимание тормоза до упора и задерживание его на некоторое время. Это приведёт к наиболее быстрому снижению скорости. Затем производится ещё некоторое число быстрых и коротких нажатий, посредством которых контролируется степень торможения.

Таким образом, разные способы и виды торможения должны применяться в соответствующих условиях и случаях. Знание этой информации поможет водителю не только сохранить свою безопасность, но и содействовать длительной службе автомобиля и выносливости его запчастей.

автор: Наманов Шухрат

Виды торможения автомобиля при различных условиях движения
12 оценок, Средняя оценка: 5 из 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *