В последние годы все больше людей стремится перейти от роли обычного потребителя товаров и услуг к активному участию в бизнесе. Выражается это, в частности, в финансировании работы компаний или в приобретении акций. В результате клиенты получают не только прибыль (в том или ином виде), но и новый опыт, и положительные эмоции. А организациям данный тренд обещает переход к более простой модели продажи (ведь, став совладельцами или инвесторами, клиенты сами начинают рекламировать продукцию). Но, чтобы воспользоваться этими преимуществами, компаниям нужно изменить свои старые модели поведения, стать более открытыми в отношениях с потребителями.


Бизнес клиенты
Например, для того чтобы заинтересовать клиентов (и, соответственно, получить инвестиции), организации следует предоставить им возможность контролировать бизнес — или хотя бы наблюдать за ним. Новозеландская компания «Your Pure Honey«, производящая мед, предлагает потребителям «усыновить» улей пчел или целую пасеку. В первом случае клиенту нужно будет заплатить $ 390, и в конце сезона (который длится с сентября по май) он получит 3 кг меда. Во втором случае расходы составят $ 2600, а результат — 20 кг. экологически чистого продукта. То есть клиент получает улей или пасеку, однако ему нет необходимости самостоятельно ухаживать за ней. Все работы выполнят сотрудники Your Pure Honey. «Спонсор» сможет наблюдать за процессом удаленно. Каждый, кто оплатил указанную сумму, получает ссылку на сайт, куда загружаются фотографии и видео ульев, а также другая информация. А в конце сезона, вместе с медом, клиенту присылают фотоальбом и DVD с материалами о его улей или пасеку. Таким образом, Your Pure Honey продает не просто часть бизнеса, но и интересный опыт, которым потребители наверняка захотят поделиться с друзьями. Кроме того, полученный мед — это уникальный продукт. Ведь в производстве не используются никакие химические вещества, а пчелы собирают нектар в экологически чистых новозеландских лесах, расположенных вдали от любых источников загрязнения окружающей среды.

Еще один пример — голландская компания «Windcentrale«. Ее цель — помочь потребителям, которые не хотят или не могут установить солнечную батарею или ветряк на своей территории, однако стремятся использовать «зеленую» энергию. Windcentrale предлагает всем желающим приобрести свою долю в местной ветряной электростанции (одна «порция» соответствует 500 кВт / ч в год). Рассчитав свой средний уровень потребления электроэнергии, человек может приобрести соответствующее количество долей в бизнесе. Удобно то, что даже если пользователь сменит место жительства, он может забрать предоставленное ему оборудование с собой. Запустить ветряную электростанцию в работу планируется в 2013 году, и для этого компании нужно найти как минимум 3000 желающих принять участие в этом бизнесе.

Использовать данный тренд можно и в интернете — как это делает, скажем, сайт «Zurker«. Он представляет собой социальную сеть, которая дает пользователям возможность получать долю прибыли. Сейчас ресурс находится на стадии бета — тестирования и доступен только по приглашениям членов сообщества. Тех, кто уже его пользователями, поощряют приглашать своих друзей — и взамен они получают виртуальные акции, ценность которых будет расти одновременно с развитием сайта. Посетители могут высказывать свои пожелания о том, как должен работать ресурс, какие функции следует добавить. Все расходы и доходы компании прозрачные — и будут оставаться такими и в будущем. Планируется также сделать открытым и программный код сайта. Управление ресурсом сейчас находится в руках нескольких «старейшин», но со временем оно все больше будет переходить к членам сообщества.

Эта тенденция может быть полезна компаниям не только для финансирования своей текущей деятельности, но и для расширения бизнеса. Идея проста: вместо того, чтобы идти в банк, стоит обратиться за дополнительными средствами к собственным лояльным клиентам. Например, английский сеть ресторанов быстрого и здорового питания Leon поставила перед собой цель: собрать 1,5 млн. британских фунтов, не обращаясь к корпоративным инвесторам, и эти деньги направить на открытие новых заведений. Постоянным клиентам было предложено несколько вариантов сотрудничества. Они предусматривают инвестирование различных денежных сумм в развитие бизнеса компании (от 1,5 тыс. до 5 тыс. фунтов на три года). За это клиенты получат дивиденды в размере от 8% до 15% и другие приятные бонусы — а также удовольствие от мысли о том, что помогли созданию новых рабочих мест.

Заработать на использовании этого тренда можно не только в собственном бизнесе, но и став посредником. Так, например, онлайн — платформа «CircleUp» была создана для того, чтобы помочь клиентам и компаниям найти друг друга. Она ориентирована на организации, работающие в сфере розничной торговли. А также на инвесторов, которым нравятся те или иные продукты и которые хотели бы получить долю собственности в бизнесе, который эти товары производит.

Для компании, которая стремится получить финансирование через «CircleUp», существует ограничение: ее оборот за предыдущий год должен составлять не менее $ 1 млн. В этом случае она может быть зарегистрирована на сайте — и получит шанс привлечь средства в размере от $ 100 тыс. до $ 1 млн. Что касается клиентов, то на данный момент ограничение существует и для них: вкладывать деньги в организации, указанные на сайте, могут только аккредитованные инвесторы. Однако в начале 2013 года ситуация изменится: начнут действовать изменения в американском законодательстве, и пользоваться услугами CircleUp смогут все желающие.

Пока эта тенденция только начинает распространяться (как в реальном мире, так и в интернете) — и это дает компаниям возможность воспользоваться ее преимуществами одними из первых. И, привлекая деньги клиентов, не только развивать свой бизнес, но и увеличивать их лояльность.

Как клиенты становятся инвесторами и совладельцами компаний
Оцените пожалуйста статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *