Умение отличать заказчиков от мошенников и знание расценок еще не гарантируют, что вы сможете легко работать на фрилансе. В водах свободного найма всегда найдутся препятствия, которые не дадут вам спокойно плыть по течению.

Фриланс

Часто отвлекать от основной работы вас будет поиск клиентов и сбор портфолио.

Процесс поиска заказчиков.

Самый простой способ поиска клиентов — найти менеджера по поиску заказчиков. Как по мне, вариант не самый удобный. Менеджер не может самостоятельно оценить, насколько удобно фрилансеру будет работать с тем или иным клиентом. Кроме того, не все менеджеры передают клиентов своим исполнителям. Из-за этого возникает масса неудобств.

После не самого удачного опыта с дюжиной таких менеджеров я отбросил этот вариант.

Самостоятельный поиск ощутимо сложнее.

Чтобы приступить к нему потребуется основательная подготовка.

В первую очередь наёмнику важно определиться, с кем именно он собирается работать, кто его потенциальные клиенты. Без этого двигаться вперед будет затруднительно.

Далее следует достаточно нудный этап изучения клиентов. Фрилансер должен хорошо понимать, что ожидают от него клиенты, что их интересует, что они могут не знать о работе своего наёмника. Финалом изучения должен стать гипотетический образ идеального клиента.

Всё это необходимо для следующего шага — составления предложения. На всяких курсах и вэбинарах это называется УТП (уникальное торговое предложение). На деле уникального там мало. Но это не меняет того факта, что УТП должно воздействовать на слабости и желания клиента.

Составить УТП и сложно, и просто одновременно. С одной стороны, достаточно просто перечислить свои навыки и попроситься исполнителем. С другой — для каждого типа клиентов существуют свои эффективные предложения.

После всего этого можно приступать к самому процессу поиска.

1. Разумеется, можно начать поиск с бирж фриланса.

Перечислять их нет смысла — всё достаточно легко находится силами гугла и яндекса. Отмечу лишь, что я давно перестал пользоваться их услугами из-за неудобных ограничений. Достоинством же бирж является только сервис безопасных сделок.

2. Второе место поиска — форумы.

Существуют сотни профильных форумов для каждой из специальностей. Достаточно лишь поискать их, а затем начать активно участвовать в жизни сообщества.

3. Третье место — социальные сети.

Довольно удобный способ поиска, хорошая возможность быстро найти информацию о заказчике. Плюс большое количество полуживых групп фриланса и различных профессий. Последние годы я ищу только через вконтакт.

4. Четвертое — доски объявлений.

Авито, хэд хантер, ирр и сотни других привлекают к себе огромную базу клиентов. Вопрос в том, найдется ли среди их аудитории та, с которой планируете работать вы.

5. Пятое — 2гис и обзвон.

Лишь пару раз прибегал к этому способу. но он вполне рабочий. Данный вариант особенно полезен, если ваша аудитория представлена выросшими в совке предпринимателями, которые так и не освоили ПК.

6. Шестое — сарафанное радио.

Поиск по друзьям и знакомым в целом тоже решение. Но лично я считаю, что для старта это самый отвратительный вариант. Позже, когда вас будут рекомендовать ваши клиенты. это окажется очень полезным. Но вначале, когда вы ограничены кругом родственников и близких знакомых, этот выбор может стать фатальной ошибкой.

7. Седьмое — реклама.

Давать объявления о поиске работы можно практически везде: от местных газет до зарубежных форумов.

Хорошее объявление привлечет преимущественно целевую аудиторию, готовую платить вам столько, сколько хотите вы. Но для этого потребуется определенная доля опыта.

В целом, найти клиента можно практически где угодно. Однако при выборе способа поиска стоит учитывать особенности вашего гипотетического клиента.

Общение с клиентом.

Все мы разные, все мы люди. Но если с некоторыми хочется регулярно общаться, то других мы готовы прибить после пары слов. Все клиенты тоже люди. Фрилансеру крайне важно научиться не только привлекать внимание заказчика, но и удерживать его для получения заказа и последующей работы.

Но перед тем, как определиться со способом общения, стоит обозначить еще одну важную деталь.

Всех клиентов стоит делить на постоянных и разовых.

Это определит дальнейшие отношения.

Да, делить клиентов несколько цинично. Но я ни в коем случае не говорю, что одних нужно доить до последней копейки, а другим лизать пятки. Качество работы обязано соответствовать оплате.

Поток разовых клиентов.

Это хороший способ наработать портфолио и репутацию. Но я не вижу большого смысла цепляться за каждого и спамить ему до тех пор, пока он не согласиться отдать заказ вам. Работа с разовыми клиентами подразумевает охват большой аудитории и работу с массой. Соответственно, все ваши действия должны учитываться в статистике. Так вы сможете легко понимать, какие приемы эффективны и какая часть аудитории приносит доход.

Поток разовых клиентов с несколькими постоянными заказчиками.

Это довольно удобный способ организации работы. Внимание к статистике всё еще требуется, но у вас появится время и возможность больше экспериментировать с аудиторией. При таком подходе важно в первую очередь уделять внимание тому, насколько эффективно ваше общение в целом. А отдельные клиенты станут хорошей целью для шлифовки навыка.

Постоянные клиенты с редким появлением разовых.

Этот способ для довольно опытных фрилансеров. Разовых клиентов можно смело задвинуть в конец очереди. Всё ваше внимание должно быть направлено на конкретных людей, с которыми вы планируете работать.

Только постоянные клиенты.

Здесь всё то же, что и в предыдущем пункте.

Теперь немного пояснений.

Я не стал рассказывать, как говорить с тем или иным клиентом, какие слова использовать и т.п. Всё это приходит с опытом. А он никогда не был целью этой серии постов. Кроме того, только приветственное сообщение клиенту потребует сотни килопикселей информации. Я лишь указал, на что именно следует акцентировать внимание фрилансеру. Умение работать с клиентом требует изучения психологии (в т.ч. психологии продаж, но не только). Этому учит не одна книга, и большая их часть есть в свободном доступе.

Перед тем, как начинать активный поиск клиентов, стоит хотя бы в общем ознакомиться с содержанием нескольких из них. А знание размаха потенциальной аудитории клиентов позволит выделить значимые именно для этой цели детали.

Как делать не нужно.

Можно накидать тонну шаблонных объявлений везде и всюду, отвечать в категории «Привет, сделаю, немедленно давай задание» и надеяться, что 50й или 100й обратившийся станет хотя бы разовым клиентом. Такой подход тоже раотает. Но у него много минусов.

  • Фрилансеру с такой системой поиска чаще всего приходится работать вне его специализации.
  • Подобный поиск требует много времени на ответы всем откликнувшимся.
  • Он также лишает возможности качественно оценивать потенциал и добросовестность клиента.
  • Повышает риск встретить мошенника.
  • Снижает качество портфолио.
  • Фрилансер лишается возможности постоянно работать в интересной ему нише.
  • Качество работ тоже падает.
  • Кроме того, если фрилансер не умеет искать свою аудиторию, это лишь подчеркивает его некомпетентность.
  • Но в итоге наёмник всё равно будет выбирать из свалившейся на него каловой массы заказов только определенные.

Однако вместо разовой подготовки он будет тратить массу сил и времени на отсеивание лишнего. Такой подход не позволит фильтровать аудиторию и самостоятельно задавать ритм работы. Он быстро истощает фрилансера и снижает желание работать.

Я вижу лишь одну причину использовать не персонализированный поиск — острую потребность заработать прямо сейчас без дальнейших перспектив.

Потфолио.

Получить первые работы для портфолио можно несколькими путями:

Сделать проект для себя.

Это хороший способ отточить навык. Он не имеет жестких временных рамок, позволяет выложиться по полной. Подводным камнем здесь окажется лишь ваша собственная лень.

Работа по договоренности.

Если вы сначала освоили работу с клиентами, вполне можно попробовать отточить этот навык и заработать портфолио. Найдите потенциального клиента и договоритесь с ним о размещении вашей работы на его ресурсе. Часто владельцы сайтов будут только рады свалившемуся им на голову материалу.

Работа за символическую оплату.

Вполне годный вариант в случае, если вы нашли клиента. Особенно хорошо получится, если клиент согласится оставить отзыв. Но здесь есть одна деталь: клиент может шантажировать вас и требовать выполнения незапланированных объемов.

Проекты с офисной работы.

Не секрет, что часть фрилансеров уходят в воды вольного найма из офиса. Многие из них используют в качестве портфолио свои старые работы. Вполне годный вариант.

Размешать портфолио имеет смысл в легкодоступных местах.

К примеру, здесь, вполне можно разместить пост о своей работе, а после ссылаться на него при общении с клиентом. Хорошо подходят социальные сети. Но здесь надо учесть, где именно обитают ваши клиенты. Собственный сайт — не самая дешевая площадка для портфолио, но в ряде случаев он ощутимо выигрывает перед остальными способами. Помимо этого не лишним будет держать у себя на компьютере все ссылки и исходники.

Обновление портфолио — вот еще один важный нюанс.

Навык фрилансера растет, стоимость его работ тоже не стоит на месте, потому портфолио должно соответствовать текущим возможностям исполнителя.

Хорошим способом обновления станет очередь работ. Т.е. клиенту будут предлагать на оценку последние 5-10 работ. Остальные же отсекаются. Но здесь стоит учесть еще и тот факт, что разным клиентам требуется разное портфолио. Оно также должно учитывать особенности заказчика. Кстати, мой опыт говорит, что наличие портфолио нужно далеко не всегда. Особенно в малобюджетных заказах, где достаточно лишь правильно пообщаться с клиентом.

Навык с клиентами и умение собирать подходящее портфолио приходит не сразу. Но научиться этому вполне возможно и даже нужно. Отказываться от этих двух задач практически невозможно. Если же вы не готовы вместе с основной специализацией выполнять роли рекламщика и продавца, вряд ли вы сможете зарабатывать на фрилансе.

автор: ragon23 (Пикабу)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *