Рассмотрим наиболее важные из всех ориентиров, которые помогают убедиться в наличии инноваций, осознать, что рассматриваемая идея обладает необходимым потенциалом новизны.

«Техническая первичность» является, несомненно, одним из наиболее часто используемых инновационных ориентиров. Однако специалисты, сведущие в проблемах патентования, несомненно, скептически примут такую нечёткую и не убедительную формулировку. Им известны трудности, возникающие при определении технической сущности и ценности конкретного изобретения. Тем более что такой ориентир недостаточен для сознательного инновационного менеджмента, поскольку не настоль уж область возможных инноваций шире совокупности изобретений, относящихся к технике. Рассматриваемый аспект имеет существенное значение при решении вопроса о патентовании, что далеко не во всех случаях означает признание инновации. Если же инновация признаётся, то, как правило, это происходит на относительно поздней стадии в процессе инновационного менеджмента.

Инновационное сознание

Когда инноватор, после проведения добросовестной проверки, убедился, что новая техническая идея на его предприятии предшественников не имела, тогда появились необходимые предпосылки для формирования инновационного сознания и, таким образом, для введения в сознательный инновационный менеджмент.

Субъективная оценка технической сути инновации получит признание и станет ориентиром инновационного сознания, если новое изделие или технологический процесс имеет внешние, легко различимые «технические» отличия от уже имеющихся изделий или технологий. Однако здесь же кроются и возможности ошибок. Не всегда ясно, являются ли инновацией модные изменения внешнего вида либо новая эффективная форма традиционных элементов. И можно ли согласиться со следующим утверждением: — если технические новшества были реализованы благодаря значительным усилиям разработчиков и повлекли за собой огромные расходы, это значит, что они являются инновациями?

Вместе с тем, инновации, скрывающиеся за традиционным, привычным фасадом, зачастую не признаются таковыми. Известным примером служит тяжёлый провал некоторых западных предприятий часовой промышленности, длительное время не признававших инновацией изменение внутреннего устройства часов, внешне сохранявших прежний вид.

С другой стороны, в этом заключён отправной момент для тех менеджеров, которые хотят широко внедрять инновации: — именно сокрытие нововведения за привычным фасадом — одна из важнейших стратегий инновационного менеджмента.

Техническое новшество во многих случаях внедряется сначала завуалировано, скрытно, используя привычную внешнюю форму. Такое поведение предусматривается стратегией сознательного инновационного менеджмента. Обычно тот, кто прибегает к использованию подобного рода «троянского коня», демонстрирует наличие у себя инновационного сознания.

Ещё одним важным ориентиром, играющим, несомненно, большую роль при формировании инновационного сознания является «постижимость» инновации, возможность осознать, постичь, понять её в буквальном смысле этого слова. Самые великолепные планы и чертежи нового изделия блекнут перед простым пластиковым или бумажным его макетом. А он, в свою очередь, перестаёт играть столь важную роль при появлении опытного образца. Для своего признания новое должно стать зримым, ощущаемым, понятным. В этом плане существенную роль играют так называемые «справочные системы», в том числе компьютерные.

«Постижимость» инновации существенным образом связана с тем видом мышления воспринимающего специалиста, которую инноватор способен задействовать. Если высказывается «голая» идея нововведения, то она может быть воспринята только с помощью отвлечённого, абстрактного мышления. Если представляется идея изделия, подкреплённая его пластиковым (или бумажным) макетом, то подключаются возможности наглядно-образного мышления. А если речь идёт об опытном образце новшества, то практическая работа с этим образцом позволяет также использовать механизмы наглядно действенного мышления.

Ещё одним ориентиром инновационного сознания являются те последствия, которые возникают при реализации нововведения. Так чётко выраженный инновационный характер имеют изделия, технологии, услуги и контракты, если при их внедрении изменяется обстановка на предприятии. В таких случаях, имеет место появление абсолютно новых партнёров в сферах снабжения и сбыта продукции, необходимость создания новых, либо переформирования существующих рабочих мест, изменение экологических условий труда и др. Новые лица, мнения, язык, образ действий, конфликты — все эти непосредственные ощущения дают возможность понять даже малочувствительному человеку — произошло нечто абсолютно новое, в компании реализована инновация.

Ю.В. Радионов

Ориентиры инновационного сознания
7 оценок, Средняя оценка: 5 из 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *