Сегодня в программе — устройство круглосуточного гипермаркета.

Отличий от супермаркета много: размеры (30 и больше касс против 10-20), количество персонала (соответственно), объёмы поставок и объемы продаж, дополнительные должности, которые не нужны в суперах и так далее. Начну по порядку.

1. Директор торгового комплекса (далее — ТК).

Отвечает за гипермаркет в целом. Основная задача — увеличение прибыли. В праздничные дни нередко бывает так, что директор лично выходит в торговый зал и помогает рядовым сотрудникам, параллельно координируя общую работу. Хороший директор ТК находится в торговом зале как минимум половину своего рабочего времени в обычные дни и почти всё — в праздники, когда наплыв покупателей особенно велик. Директор ТК — один на весь комплекс. График работы — пятидневка, но возможны исключения.

2. Заместитель директора ТК.

Основной руководитель ТК в дневную смену. Решает большинство организационных и прочих вопросов. Координирует работу сотрудников.

В экстренных случаях, как и директор ТК, помогает сотрудникам с выкладкой товаров, печатью ценников и т.п. По утрам проводит планёрки (собрания, линейки), на которые собираются почти все сотрудники ТК. График работы — посменно, в основном 2/2. Замдиректоров обычно двое.

3. Администратор тогового зала.

Основной руководитель ТК в ночную смену. Выполняет все функции замдиректора. Также активно помогает сотрудникам подготовить зал к дневной торговле: выложить товар, разгрузить фуру из распределительного центра (далее — РЦ), выкатить паллеты со склада в зал и закатить обратно. Администратор — отдельная должнсть, но в его качестве могут выйти работать в ночь и руководители секций, и замдиректора. Обычно администраторов как таковых двое-трое. График работы — посменно или плавающий.

4. Руководитель секции.

Торговый зал гипермаркета делится на секции. Обычно это:

— гастроном-1 (колбасы, замороженные фруктовощи и полуфабрикаты);

— гастроном-2 (молочные продукты, сыры, торты, яйцо, майонезы, соусы);

— бакалея-напитки (макароны, крупы, соль-сахар, орехи, детское питание, консервы, специи, товары для диабетиков и все напитки);

— одежда и обувь (+ игрушки);

— домашний интерьер (товары для дома, посуда, канцтовары);

— кондитерские изделия + бытовая химия (вся кондитерка с большими сроками годности, стиральные порошки, чистящие средства («чистики»), чай-кофе, товары для детей, одноразовая посуда, туалетная бумага, товары для животных);

— овощи-фрукты (+ соленья в упаковке и живые цветы);

— мультимедиа + работа и отдых (бытовая техника, электроника, садовый и строительный инструмент, семена и рассада, растения в горшочках, автотовары);

— производство (все готовые салаты, бутерброды, выпечка, охлаждённое мясо и рыба, икра).

Распределение товаров по секциям может быть и другим, как заблагорассудится руководству конкретного торгового комплекса или сети ТК в общем. Например, напитки могут быть отдельно от бакалеи, но к ним прицеплены замороженные фруктовощи и полуфабрикаты, а бакалея вынесена вообще отдельно.

Секциями управляют руководители. В обязанности руководителя входит непосредственное управление подчиненными, заказы товара, решение отдельных организационных вопросов. Также хороший руководитель нередко занимается выкладкой товара. График работы — какой придётся. Иногда пятидневка, иногда посменно, иногда вовсе нечто хаотичное.

5. Заместитель руководителя секции.

Выполняет обязанности руководителя секции во время его отсутствия. Также делает заказы товара. Почти всегда занят в выкладке наравне с рядовыми сотрудниками. График работы — посменно.

6. Рядовой сотрудник секции (продавец-логист).

Основные обязанности: выкладка товара, оформление секции (ценники, разные приблуды вроде топперов, шелф-токеров и прочих страшных слов), взаимодействие с покупателями в зале. График работы — посменно.

7. Грузовая зона.

Помимо руководства и людей, занятых непосредственно выкладкой, в гипермаркетах существуют сопутствующие отделы (не путать с секциями в самом торговом зале). Один из них — грузовая зона. Занимается приёмкой товара, разгрузкой машин, перемещением паллетов с товаром со складов в торговый зал и обратно.

7.1 Во главе — начальник грузовой зоны. Отвечает за работу отдела в целом и занимается оформлением основных документов, касающихся перемещением товара между торговым комплексом и РЦ.

7.2 Операторы базы данных. Занимаются, как понятно из названия, базой данных товаров: приходы, списания, перемещения между секциями, распределения между ТК и прочие радости логистики. График работы посменно.

7.3 Кладовщики. Их зона ответственности — приемка товара и разгрузка машин из РЦ. Как правило, основная работа приходится на ночную смену: большинство товаров приходит в круглосуточный гипермаркет по ночам. За ночь может прийти до тридцати-сорока машин, от маленьких китайских фургончиков до больших фур. Нередко кладовщики помогают штабелёрам (следующий пункт) в торговом зале и на складах.

7.4 Штабелёры. Их обязанности: работа с паллетами (вывезти со склада или прямо из фуры в зал, увезти из зала на склад, собрать пустые поддоны) и поддержание складов в относительном порядке. Также, если торговый комплекс формата «склад в зале», штабелёры снимают/поднимают паллеты на верхние ярусы по первой же просьбе продавцов-логистов. Основные инструменты их работы представлены на картинках ниже (масштаб не соблюдён). График работы — посменно.
На первом и третьем (электротележка и электроштабелёр) могут ездить все сотрудники торгового зала, предварительно сдав несложный тест и получив допуск.

8. Расчётно-кассовый узел (РКУ).

Тот самый отдел, через который проходят все покупатели. Собственно, кассовая линейка, состоящая из нескольких десятков касс.

8.1 Менеджер РКУ.

Занимается общим руководством кассовой линейки, оформлением документов и немного — кадровыми вопросами. Обычно один на всю линейку. График работы — как придётся.

8.2 Старшие кассиры.

Непосредственные руководители, координирующие работу кассиров, регулирующие количество работающих касс, отпускающие кассиров на перерывы и т.п. Инкассация, открытие/закрытие касс, решение вопросов с покупателями, оформление множества документов — всё это их работа. Обычно старший кассир в смене один, но возможны исключения в экстренных случаях. График работы — посменно.

8.3 Сменные кассиры.

Подменяют простых кассиров, когда те уходят на перерывы (при тридцати-тридцати пяти работающих кассах почти постоянно кто-то уходит на перерыв), садятся на неработающие кассы в моменты наплыва покупателей, занимаются пополнением прикассовых стеллажей с товаром. Также возможны случаи, когда сменные кассиры выполняют обязаности старших кассиров, помогая им в напряжённые моменты. График работы — посменно.

8.4 Кассиры.

Основная сила кассовой линейки. Занимаются обслуживанием покупателей. Иногда — выкладкой товара на прикассовые стеллажи. График работы — посменно.

8.5 Табачная касса.

Со вступлением в силу ФЗ за не-помню-каким-номером о продаже табачной продукции гипермаркетам пришлось вводить дополнительную кассу, расположенную прямо в торговом зале. Там продаются сигареты в блоках. Обычно табачная касса одна и нередко кассир на табачке скучает. Поэтому ему дают дополнительные поручения: прикрепить антикражки на товар, нарезать вставки и тому подобная ерунда, не требующая сил, но требующая времени. Ночные табачные кассиры пополняют запасы сигарет на своём стеллаже. График работы также посменно.

9. Главная касса.

Сердце и финансовая душа гипермаркета. Туда стекается наличка с касс посредством пневмопочты, там ведутся основные финансовые расчёты, там происходит основная инкассация. Обычно это не особо крупное помещение за парой бронированных дверей. Сотрудников главной кассы — двое-трое в смене.

10. Бухгалтерия.

Финансовые операции между ТК и сотрудниками. Расчет выплат, учёт отработанных часов. Обычная офисная работа.

11. Отдел персонала.

Всё, как и везде: кадровые вопросы, приём/увольнение/повышение сотрудников. Ничего необычного.

12. Служба эксплуатации оборудования.

Здесь обычно работают мастера на все руки: отремонтировать оборудование в холодильной камере, заменить лопнувшую кафельную плитку, сменить плафон освещения, отремонтировать тележку, следить за оборудованием. Также СЭО занимается выдачей расходных материалов продавцам-логистам и остальным сотрудникам: канцтовары, перчатки, униформа и прочее. Заведует СЭО главный инженер ТК. График работы сотрудников СЭО — сутки через трое.

13. IТ-отдел.

Компьютеры (коих в гипермаркете многие десятки), принтеры, серверы, кассовое оборудование, весы — их зона ответственности.

14. Отдел контроля режима.

Своеобразная служба безопасности ТК. Их задача — следить за перемещением товара между секциями, контролировать приёмку товара, списания. И, самое главное, следить по мониторам за торговым залом. Хороший кабинет ОКР (мониторная) обычно увешан фотографиями подозрительных покупателей. Также сотрудник ОКР должен знать все о каждом из сотрудников торгового комплекса. Бывали случаи, когда в отношении недобросовестных сотрудников ТК проводились масштабные расследования с использованием подставных лиц и провоцирующих ситуаций. Как правило, работники ОКР — в прошлом следователи, полицейские, а иногда и сотрудники более серьезных служб. Во главе стоит начальник ОКР, ниже — аналитик, затем — рядовые сотрудники. Сотрудники ОКР — единственные, кто имеет право задержать покупателя до приезда полиции.

15. Отдел по работе с клиентами.

Стойка информации, которая есть в каждом гипермаркете — и есть тот самый ОРК. В обязанности сотрудника ОРК входит работа со злыми, недовольными, расстроенными клиентами, которым позарез нужно написать жалобу, вернуть дюже дорогой товар, узнать любую информацию, касающуюся работы ТК, вернуть забытые в камере хранения вещи. В состав ОРК входит оформитель, занимающийся непосредственно оформлением торгового зала: плакаты, баннеры, таблички, информационные штуки. Ночная смена ОРК также занимается печатью ценников. Как правило, дважды за ночь: после полуночи, когда «откатываются» старые акции и «прикатываются» новые, и среди ночи, когда происходит ежесуточное обновление цен на отдельные товары.

16. Клининговая компания.

По-русски говоря, уборщики. Обычно это сторонняя организация, работающая по контракту с ТК. Обязанности сотрудников клининга — поддерживать чистоту во всех без исключения помещениях ТК.

17. Частное охранное предприятие.

Охранники. Занимаются охраной всего и вся, наблюдением за входами/выходами, поверхностным контролем за перемещением товара между ТК и РЦ.

18. Мерчендайзеры.

Сотрудники сторонних торговых компаний и поставщиков, занимающиеся только выкладкой «своего» товара.

автор: tomaaaaaaat (Пикабу)

Как устроен круглосуточный гипермаркет
6 оценок, Средняя оценка: 5 из 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *