Можно ли развить у предпринимателя – инноватора интуицию, облегчающую ответ на вопрос, что инновация, а что — нет? Более того, что можно сделать для предотвращения поспешного поглощения конвейером рутинных методов тех идей, инновационная суть которых неокончательно ясна?

Несомненно, ошибочным будет «лобовое» решение создать «инновационный отдел» в компании, централизовано и специализированно осуществляющий инновационную деятельность. Однако на практике, многие инноваторы с готовностью поступают именно так, рассуждая об инновационных проблемах: – «Для этого у нас есть специальный исследовательско-конструкторский отдел».

Развитие психологического базиса инновационного менеджмента

Инновация не может и не должна быть задачей только лишь определённых специалистов, инновация не является проблемой отдельного сектора, а как минимум, относится к проблемам всего руководства компании.

Ответственность за судьбу инновации является, в гораздо большей степени, чем это принято считать, неотъемлемой частью компетенции любого менеджера (собственника), любого авторитетного предпринимателя. Большой недостаток при этом — отсутствие у инноватора знаний о новейших разработках в его профессиональной сфере, а также в других смежных областях.

Следует обратить внимание на то, что развитие инновационного сознания является, главным образом, индивидуальной проблемой. Инноватор должен всегда испытывать потребность учиться. Учиться не только на собственном опыте, но также и на опыте партнёров и конкурентов.

Процессу развития индивидуального инновационного сознания способствуют обсуждения в коллективах. В ходе критического и непредвзятого обсуждения, как правило, выясняется, не является ли данная идея химерой и не признаётся ли ошибочно рутинная проблема инновацией. Для такого обсуждения необходима соответствующая готовность и энтузиазм, так как оно зачастую выходит за рамки повседневной работы. Обсуждение является незаменимым, хотя и вызывает большие опасения, поскольку существует вероятность того, что инновационная идея может быть дискредитирована, перехвачена, искажена или приостановлена участниками обсуждения.

Для развития инновационного сознания следует пробудить его в социальной структуре компании. Это необходимо, как минимум, в такой (нормальной) ситуации, когда для внедрения инновации требуется содействие других инноваторов.

Как подать идею, чтобы она стала чем-то особенным, отличным от рутинных проблем?

Новая идея должна иметь название, характеристики и контуры. Эта задача очень созвучна известной квадратуре круга — ведь необходимо в административном порядке произвести идентификацию новой идеи и, в то же время, избежать бюрократической волокиты. Было бы целесообразным определить постоянного оппонента, партнёра при обсуждениях, ведущего специалиста, к которому сходились бы все нити руководства инновационным проектом. Однако такие полномочия конкретного специалиста должны закрепиться за ним только в связи с определённым проектом. Это приведёт не к концентрации инноваций в одном отделе, а к распределению различных инновационных проектов в руках различных ведущих специалистов. Дело должны двигать специалисты — при инновациях кадры решают всё.

Для пробуждения инновационного сознания в социальной сфере всем необходимо прекратить процесс сдерживания инноваций. Да, инновации доставляют хлопоты, неудобства, сопровождаются конфликтами и не дают гарантии успеха. Не является удивительным, что инициативное стремление к новому сталкивается с чрезвычайно осознанным сопротивлением. Такое сопротивление прикрывается зачастую весьма прогрессивной фразой. Требуя «принципиальных научных исследований», противник инновации, тем самым, хочет не допустить мелких, быстрых, мало рискованных экспериментов. Настаивая на «принципиальных дискуссиях» с участием всех заинтересованных сторон, оппонент думает о погребении идеи в комиссиях. Изобретая различные увязки инновационной проблемы с другими проблемами, оппозиция надеется на возникновение разочарования перед лицом чрезвычайно усложняющейся общей проблемы. Руководителя нагружают другой работой, рассчитывая, что он сдастся, не выдержав перегрузки.

Но и после преодоления косвенного сопротивления остаётся сопротивление прямое, выражающееся в следующих формулировках: – «собственно говоря, ничего нового…», «мы и без того опаздываем», «нет опыта в…», «ух обожглись на этом», «легче модернизировать старую систему чем создавать новую…» — вот типичные убийственные возражения оппонентов.

Однако не следует так понимать всё ранее сказанное, будто речь идёт о некоем лишённом критики инновационном энтузиазме или же не дифференцированном подходе к проблеме нововведения. При развитии инновационного сознания необходимо стремиться к развитию способностей, трезво оценивать новые изделия и технологии. В то же время это означает пробуждение критического инновационного сознания. Критический подход направлен против двух ошибок не дифференцированного инновационного энтузиазма: – ошибочной классификации рутинных решений как инноваций (“ложный ярлык”) и неверного представления о том, что инновационное сознание автоматически означает инновационный менеджмент (“инновационный акционизм”).

Такой же ошибкой, как и разработка инновационных проблем, рутинными методами, является противоположный вариант: – разработка рутинных проблем как инноваций. Специалисты, избегающие принимать самостоятельные решения, видят в инновации удобный предлог для предоставления этого права своему начальству. «Ложный ярлык» является отличным оправданием для небрежности: – слишком малый результат (слишком поздний результат или слишком нестабильный результат) можно попытаться оправдать ссылками на трудности реализации инновационного проекта. При отсутствии на предприятии соответствующих фильтров, блокирующих разработку рутинных проблем как инноваций, затрудняется не только текущая производственная деятельность, но и серьёзно осложняется сам процесс разработки инноваций.

«Инновационный акционизм» представляет опасность, если только что  «разбуженное» инновационное сознание в тот час же принимается за поспешное осуществление инновационной деятельности. В такой ситуации необходим критический подход: – недостаточно распознать за определённым решением инновацию. Инноватору следует при этом проверить, в состоянии ли он браться за разработку инновационной проблемы.

Инновации требуют затрат времени и денег: – много времени и больших денег. Прежде чем приступить к сознательной разработке инновационной идеи, необходимо произвести проверку возможностей не только финансовой и технологической, но, что ещё более важно, кадровых возможностей самого инноватора. Внедрение инновации влечёт за собой дорогостоящие процессы обучения, внедренческо-контрольную деятельность, конфликты, изменения и полную замену испытанных стратегий — всё это является неотъемлемой частью работы руководства.

Тому, кто находится в затруднительной производственной ситуации либо переживает личный стресс, необходимо основательно продумать целесообразность такого шага. Только критическая самооценка предотвращает возможность «инновационного акционизма», с лёгкостью подхватывающего любую инновационную проблему, но не приводящего её к конструктивному решению. Не следует, однако, и забывать, что именно такого рода затруднительные ситуации зачастую способствуют внедрению инновации.

Ю.В. Радионов

Развитие психологического базиса инновационного менеджмента
3 оценок, Средняя оценка: 5 из 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *