В данной статье рассматриваются проблемы инновационного процесса с точки зрения психологии его участников. Анализируется роль инновационного сознания как одного из наиболее существенных условий успешности нововведений. Представлены возможные пути развития психологического базиса инновационного менеджмента.

Психологические аспекты инновационного менеджмента

Необходимость инновационного сознания.

Инновация –  это новое,  результативное решение любой задачи или проблемы, в области технологии, техники, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта. Существует вероятность зарождения инноваций на трех уровнях: – индивидуальном, групповом и в масштабах всей организации.

Известно, что если какая-либо идея названа инновационной, то ее авторы  иначе поведут разработки, чем при объявлении той же идеи традиционной.  Такое различие определяется комплексом психологических факторов: – позитивными установками участников инновационного процесса (т.е. неосознаваемым каждым из них состоянием готовности и предрасположенности к инновациям), мотивами их деятельности, устойчивыми интересами и убеждениями, особенностями самооценки. Справедливо и обратное утверждение: – если специалисты, участвующие в разработке, не считают ее инновационной, то, как правило, эта разработка не приведет к успешному нововведению. Следовательно, важнейшей предпосылкой эффективной инновационной деятельности является инновационное сознание его участников.

Но наличие инновационного сознания еще не гарантирует безусловный успех. Он зависит также и от множества других факторов. Однако инновационное сознание является необходимой предпосылкой инновационного менеджмента. Отсюда становится понятным, что все усилия по формированию инновационного сознания, как в науке, так и в практической деятельности основываются на следующем положении: – сознательный инновационный менеджмент более успешен, чем неосознанный (это, однако, не исключает признания определенной роли и неосознанных инноваций). У истоков всякого сознательного инновационного менеджмента стоит инновационное сознание. Такое инновационное сознание следует развивать каждому, у кого есть право, возможности и воля распоряжаться ресурсами. Лишь в этом случае он сумеет полноценно использовать имеющиеся ресурсы для осуществления инновационной деятельности.

Отсутствие инновационного сознания является предпосылкой того, что новой проблеме грозит опасность ее разработки методами решения стандартных производственных задач. Четко определенные и хорошо организованные методы решения обычных задач, возникающих на каждом шагу, ориентированы на достижение всем известных целей, учитывают выявленные альтернативы и устойчивые взаимосвязи. В них, как правило, можно предугадать все неопределённости, конфликты и действия партнеров. У тех специалистов, кто принимается за решение новой проблемы, хорошо проверенными, испытанными в обычных ситуациях методами, возникают многочисленные сложности. В первую очередь, сложности возникают из-за того, что разработку инноваций крайне редко удается производить по заранее намеченной схеме. Чтобы пояснить причины этого, рассмотрим, в чем заключаются принципиальные опасности для внедрения новшеств, при отсутствии инновационного сознания.

Любая компания обычно имеет иерархическую организационную структуру, основанную на распределении полномочий и ответственности сотрудников и обеспечивающую решение повседневных задач. Сам принцип такой организации определяет инновацию как “мешающий элемент”: – для внедрения новшеств никто не обладает достаточными полномочиями.

В наихудшем случае это означает следующее: – проблема остаётся нерешённой, ничего не происходит, разработка инноваций не осуществляется.

Несколько более благоприятный вариант: – разработкой новой идеи занимается не предназначенная для этого служба, так что инновация оседает в отделе, который либо использует её не полностью, либо вообще не извлекает из предложенной идеи никакой пользы, в то время как другие отделы могли бы её извлечь.

С бюрократической точки зрения — всё логично, так как новая идея попадает на стол начальника того отдела, который зачастую перегружен текущей работой и не всегда обладает технической интуицией, необходимой для понимания инновационной сути идеи. Инновация не признанная таковой остаётся лежать в папке с надписью “Перспективное” или “Неисполненное”, среди тех материалов, разработку которых всякий раз откладывают, собираясь заняться ею при более удобном случае.

Но даже, несмотря на эти наиболее вероятные безрадостные перспективы, допустим, что инновационную идею всё же начнут разрабатывать рутинными методами. В этом случае ей грозят следующие опасности.

Инновацию могут “истерзать” постановкой конкретных целей и жёстких сроков, выделением ресурсов в соответствии с методиками расчётов, которые применяются для разработки рутинных процессов. Настаивая на достижении типовых результатов, полученных от внедрения инноваций, ожидают мнимых успехов. Недооценивают естественные расхождения в сроках.

Для любых инноваций необходим разбег, они окупаются в течение длительного периода, в то время как рутинные мероприятия окупаются гораздо быстрее. Вложение средств в инновации требуют иного подхода, чем обычные инвестиции, но при отсутствии инновационного сознания они рассматриваются как текущие производственные расходы. Вполне эффективно действующий в рутинных ситуациях контрольный механизм системы внутрипроизводственного учёта в случае ещё не признанной инновации чрезвычайно быстро выносит приговор: – нерентабельно!

Предположим, что новой идее всё-таки удалось избежать своего захоронения, но и тогда, при отсутствии у авторов идеи инновационного сознания ей угрожает ряд опасностей. Развитие инноваций, равно как и их внедрение требует иного механизма принятия решений, чем в случае рутинной проблемы. Ожиданий основанных на уже имеющемся опыте, здесь нет, и не может быть. Тот менеджер или специалист, который полагается на свой богатый практический опыт, скорее всего, будет ошибаться из-за того, что неверно определит суть проблемы.

В случае инноваций предполагаемая производительность и намечаемые цели разработки объективно ставятся под сомнение. С одной стороны, они определяются существующим техническим уровнем, однако, с другой стороны, они изменяются по ходу разработки в связи со вновь возникающими конфликтами и поступающей информацией.

Менеджер, который хочет решить инновационную проблему, ставя конкретную цель, которую можно достичь рутинными методами, поступает вопреки истине, состоящей в следующем: – при инновациях нужно только научиться ставить и определять общую цель инновационного процесса по содержанию и масштабам. Лучше всего, когда в качестве такой цели инновации выступает стремление удовлетворить какое-либо осознанное противоречие в развитие техники, технологии, системы управления. При этом не исключается и стремление всех партнёров к извлечению прибыли. Но прибыль здесь является лишь одной  (и зачастую не самой главной) из множества целей, играющих важную роль при инновациях.

Любое нестандартное решение или новая идея сотрудника (сотрудников), так или иначе связанная с выполнением им (ими) профессиональных обязанностей, считается «инновационной». Но при этом, действия работника (работников) по продвижению инновационных идей других работников, или же активность сотрудника (сотрудников) по внедрению чужих предложений в жизнь, не рассматривается как инновационное поведение.

Ю.В. Радионов

Яголковский С.Р. «Психология инноваций».

Психологические аспекты инновационного менеджмента
3 оценок, Средняя оценка: 5 из 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *