Ясно, что на пути инновационного сознания существуют многочисленные барьеры. Поэтому важно выяснить условия и причины, почему люди не интересуются новым, почему работники компании, если даже они вполне компетентны, не готовы сами запустить процесс принятия соответствующих решений.

Как правило, поведение человека невозможно объяснить только на основании внешне видимых и измеримых факторов или событий. Даже когда человек полностью отдаёт себе отчёт о влиянии на него окружающей среды, всё равно остаётся определённая часть его действий, которую трудно объяснить на основании только внешних проявлений. Здесь и применяется понятие мотивации поведения, ориентирующей деятельность личности и относительно независимой от внешней ситуации.

Психологические барьеры
Мотивация личности, несомненно, сказывается в ходе процесса принятия инновационных решений. Можно предположить существование различных форм мотивации, которые приводят к проявлению или же к не проявлению определённого поведения. Так, определённые мотивации менеджеров или специалистов компании могут стать препятствием для инноваций. Такую же роль может сыграть отсутствие или недостаточно сильное проявление других мотиваций. Если в первом случае имеются мотивации, которые усиливают тенденцию к инерции и препятствуют или тормозят необходимые для старта инновационного процесса действия, то во втором случае отсутствуют мотивации, которые приводят к адекватным стартовым действиям.

Особо следует обратить внимание на то, что при рассмотрении поведения специалистов компании, с учётом мотивации нельзя полностью игнорировать окружающую среду. Здесь мотивации являются не только характеристиками личности, но и всей ситуации. Если есть сослуживцы, начальник, атмосфера новаторства на определенном участке или во всей компании, то все эти факторы, несомненно, оказывают своё влияние на поведение человека.

Удовлетворённость ситуацией — главное препятствие для начала процесса принятия инновационных решений. Зачем стремиться к изменениям или нововведениям, если и так всё хорошо? Пока существует это противостояние, сотрудники компании, скорее всего, не будут прилагать усилий для изменения ситуации. Они будут продолжать пользоваться достигнутыми результатами. Чем сильнее удовлетворение, тем менее вероятен поиск и осознание проблем, формирование альтернатив их решения.

Используя терминологию экономики и организации производства, можно привлечь для интерпретации психологических барьеров такие «результаты» деятельности компании, как прибыль, оборот или долю рынка (как следствие, появляется возможность более точного обозначения производственной ситуации в организации).

Пока прибыль и оборот высоки, а доля рынка достаточно велика, то удовлетворённые ситуацией сотрудники компании буду склоняться к тому, чтобы сохранить свои прежние цели, и в дальнейшем стремиться к их достижению с помощью имеющихся средств. Например, для задач обработки данных это означает, что удовлетворение сотрудников компании  программным обеспечением«1-С Бухгалтерия» не может быть стимулом для начала процесса перехода на программное обеспечение «Кти-21» которое более прогрессивно. А вот если прибыль и обороты компании снижаются или доля рынка становится недостаточной, то может формироваться мотивация сотрудников предприятия к поиску новшеств.

Ещё одна точка зрения, с которой можно рассматривать ситуацию удовлетворённости, проявляется в стремлении человека к познавательной устойчивости. Обычно любой человек неосознанно пытается вести себя в неизменяющейся манере и, как следствие такой мотивации стремление к тому, чтобы сохранить устойчивость своих познаний. Психологически неустойчивое состояние личности воспринимается ею как неприятное, и побуждает устранить эту неустойчивость, участвуя в процессах исследований.

Мотивация любопытством представляет собой вторую мотивационную причину, которая может формировать препятствия началу инновационной активности. Мотивация любопытством обычно вызывает направленное на принятие новых возбуждений поведение и на получение информации из окружающего мира, поэтому при недостаточной мотивации любопытством поиск информации и принятие новых раздражителей просто не начинается. В таких случаях человек не реагирует на новое в окружающей его среде и также недостаточно активно ищет новое. Естественно, что при таких условиях крайне сложно прийти к новаторскому процессу принятия решений.

Третья группа препятствий связана с барьерами человеческого восприятия. Каждый человек ограничен в своём восприятии. Поэтому обычно реагирует на перегрузку информацией, либо вообще прерывая контакты, поставляющие эту информацию, либо осуществляя смысловую её селекцию. Во втором случае, как правило, происходит селекция внешних раздражений с учётом уже решенных задач, поставленных целей, прежнего опыта и ожиданий, а также кратковременной текущей мотивации. Человек обращается к известному хорошо знакомому ему или к тому, что попадает в область его интересов. Так как новое ещё не знакомо, то селекция по принципу «от известного» становится преградой для начала инновационного процесса принятия решений.

Рассмотрим теперь психологические барьеры, которые возникают, если те или иные внешние раздражения всё-таки отбираются и интерпретируются как новаторские, т.е. если дело доходит до начала инновационного процесса. Эта интерпретация, которая подчиняется таким же факторам, что и селекция, возможна только в рамках уже испытанного, хорошо известного. Особое значение имеет интерпретация при неполной фрагментарной информации из окружающей среды. В этом случае можно прийти как к ошибочной, неадекватной интерпретации, так и к полному её отсутствию.

Обе — как ошибочная, так и упущенная интерпретация — ещё одна преграда в начале инновационных процессов принятия решений. Следует заметить, что не только неполнота, но и многозначность поступающей информации создаёт дополнительные трудности для опознания новых идей, объектов, процессов. Как правило, именно новаторская информация представляется для воспринимающего человека неоднозначной и поэтому результаты её интерпретации разными людьми могут существенно отличаться.

Ю.В. Радионов

Психологические барьеры
5 оценок, Средняя оценка: 5 из 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *