В одном из городков Калифорнии у входа на винодельческий завод лежит камень из известняка, взятый из местного грунта. Чтобы выжить в каменном грунте и добраться до воды, корням винограда приходится прилагать значительные усилия. Но в результате ягоды имеют более насыщенный уникальный вкус…


Психология инвестирования
Вопрос о том, что делает людей богатыми и успешными, уже давно волнует человечество и многочисленных исследователей в области инвестирования. Речь идет об абстрактном мышлении, умении сосредоточиться на конкретной цели и не отвлекаться на второстепенные, выбирать важную информацию, не бояться масштабных проектов. Возможно, эти черты уже является следствием чего – то другого? Так где же находятся корни успеха?

Наши далекие предки занимались охотой, выращиванием домашних животных, обрабатывали землю. Люди прекрасно понимали – чем больше смогут подстрелить или вырастить урожая, тем богаче они станут. Почему же богатство было источником вдохновения для многих хозяев? Ответ прост: богатые хозяйства легче переживали природные катаклизмы. Но были и такие, кто пытался отобрать богатство в других, более богатых и трудолюбивых. Почему же существует такая разница: кто – то хотел трудиться, или сохранить плоды своего труда, а другие не могли или не хотели это делать?

Испокон веков народная мудрость учит нас экономить плоды своего труда на будущее. Тем не менее, значительной части человечества это трудно. Только в преклонном возрасте люди начинают понимать, что если бы они подумали о старости ранее, то имели бы намного более высокий уровень жизни. Но речь идет о нежелании или неспособности экономить?

Эксперименты по социальной психологии указывают на то, что способность к проектированию будущего (стратегического мышления) начинает формироваться у детей с 4 лет. В одном из экспериментов детям предлагали получить одно вкусное пирожное сразу, или подождать и получить несколько, но позже. Большинство детей, несмотря на вкусненькое, не могли удержаться от искушения: после ожидания в течение 3 минут примерно 70% детей мгновенно, рефлекторно съедали пирожное. Лишь 30% детей после 10 – 15 – минутного ожидания получали дополнительные пирожные. Именно эти дети в будущем оказывались более целенаправленными и настойчивыми в жизни, имели постоянство в супружеских отношениях, лучше вели бизнес и достигали высоких результатов в науке. Может, причина их успеха заключается в том, что во время эксперимента с пирожными они дождались достойного вознаграждения за это? Осуществляя такой выбор, дети проектировали будущее, вырабатывая в себе элементы стратегического рефлексивного мышления. А потом такое мышление помогало им делать дальновидный выбор.

У многих взрослых часть мозга, отвечающая за стратегическое мышление, так и остается в неразвитом состоянии, то есть в их решениях полностью доминируют рефлекторные механизмы. Если на столе стоит вкусная и соблазнительная еда, им трудно удержаться, чтобы не съесть ее. Они даже не задумываются, как будут чувствовать себя потом, после чрезмерного потребления пищи. Хотя все понимают, что переедание приводит к большим проблемам в будущем, и все же предпочитают мгновенное наслаждение.

Решение относительно инвестирования в долгосрочный проект можно сравнить с экспериментом с пирожными. Вы можете потратить на потребление определенную сумму денег или инвестировать ее, чтобы в будущем получать больше нынешних денежные потоки. Каким же образом уравновешивать будущие поступления от инвестирования с сегодняшними затратами? Для этого человечество разработало инвестиционные критерии, построенные на концепции стоимости денег во времени – сегодня они ценнее суммы денег в будущем. Почему? Потому что мы можем инвестировать и зарабатывать инвестиционный доход.

Итак, все начали инвестировать в различные проекты и в зависимости от способности ожидать результат. Инвесторы с развитым стратегическим мышлением инвестировали на долгий период, принимая еще и деньги в долг у краткосрочных нетерпеливых инвесторов. Таким образом, процесс построения финансовой системы был запущен. Ученые придумали в финансах многие показатели, теоремы, прописные истины инвестирования: NPV, IRR, CAPM т.д., и теперь инвестировать стали все. Это же так просто: малые деньги сегодня и большие – завтра. Специальные инвестиционные теории были разработаны даже для домохозяек. Когда денег не хватало – их печатали. Главное, чтобы деньги приносили новые деньги – тогда все станут счастливыми!

Навыки экономить и мыслить стратегически частично заложены в самой природе человека, чтобы он смог пережить кризисные для него годы. С другой стороны, навык экономить можно воспитывать в ребенке или себе через систему соответствующих стимулов. Если процесс сбережения не поддержан ожидаемым результатом – навык может не только разрушиться навсегда, но и не закрепиться в последующих поколениях. Так произошло с «советским» поколениям. Финансовая система того времени не смогла безопасно перенести их сбережения в будущее, поэтому люди разочаровались в целесообразности этого и начали тратить больше на текущее потребление.

Так кто же делает выбор? Выбор делает нас, мы делаем выбор? Похоже, этот процесс двусторонний. Сначала выбор делаем мы, а потом он изменяет нас, и т.д. Поэтому нужно выбирать сейчас, какой следующий выбор мы должны осуществить. Сделайте первый шаг, и он постепенно изменит вас!

Психология инвестирования: мы делаем выбор или выбор делает нас?
Оцените пожалуйста статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *