Внутренний аудит на предприятии — это комплекс проверок, целью которых является не столько выявление нарушений в бухгалтерской или другой сфере, сколько составление максимально полной картины хозяйственной деятельности предприятия, выявление плюсов и минусов текущей политики компании, фактических ошибок, допущенных на всех уровнях, от производственных цехов до финансово-бухгалтерских и других административных отделов.

Цель аудита — составление четких и конкретных рекомендаций для руководства компании о том, как улучшить деятельность фирмы, снизить риски, уменьшить количество производственного брака или качества изготавливаемой продукции за счет более рационального использования собственных ресурсов. Кроме того, в конечном итоге внутренний аудит позволяет подготовиться к проведению внешнего аудита и других проверок со стороны различных контролирующих органов, особенно в области бухгалтерии, так как результатом внутренних проверок, при качественном их проведении, неизбежно становится упорядочивание отчетности.

Для чего нужен внутренний аудит

Служба внутреннего аудирования, если она есть, фактически является глазами и ушами руководства компании на собственном предприятии. Существует закономерность, выражающаяся пропорционально: чем крупнее организация, чем обширнее номенклатура ее деятельности, тем меньше возможностей у топ-менеджмента (директората, совета учредителей и т. п.) непосредственно проверять, что происходит на предприятии: как ведутся технологические процессы, работает логистика, отрегулирована складская деятельность, функционируют различные службы, от правовой до службы безопасности. В этих условиях отдел внутреннего аудита становится тем инструментом, с помощью которого высшее руководство может получить информацию о фактическом состоянии дел — в целом, по конкретным направлениям, отраслям или отделам.

Кроме того, как уже упоминалось выше, заключение аудиторской комиссии в обязательном порядке содержит конкретные рекомендации по устранению выявленных ошибок и улучшению общей работы предприятия.

В конечном итоге цель аудита — повышение рентабельности за счет снижения внутренних издержек. В первую очередь аудиторская служба должна приносить (за счет своих проверок) дохода больше, чем расход на ее содержание.

Особенности

По сравнению с внешним аудитом они заключаются в следующем:

  1. Внутренний аудит на предприятии выполняют его же сотрудники.
  2. Основной задачей является обеспечение информацией высшего руководящего состава.
  3. Качественный внутренний аудит напрямую влияет на качество внешнего аудита, при котором в первую очередь оценивается внутренняя документация.
  4. В первую очередь контролю и оценке подвергается соответствие работы подразделений предприятия текущей политике компании и внутренним нормативным актам.
  5. Аудирование происходит непрерывно, после завершения одной проверки начинается следующая — в другом отделе, иного характера, и т. д.
  6. Конкретную цель устанавливает руководство компании.
  7. Внутренний аудит зависим от руководства, поскольку сотрудники являются такими же служащими фирмы. Поэтому, как правило, отдел аудирования подчинен непосредственно генеральному директору, совету директоров или учредителей.

Виды

Несмотря на то, что традиционно в России под аудитом привыкли понимать в первую очередь проверку бухгалтерской отчетности, этим он не ограничивается. В зависимости от специфики предприятия его можно разделить на следующие виды:

  • финансовый аудит в его классическом понимании;
  • аудит качества;
  • операционный аудит.

Первый включает в себя традиционные проверки финансовых и материальных активов, связанные с контролем бухгалтерской отчетности и сопровождающиеся обычно полной или частичной (избирательной) инвентаризацией, например инвентаризацией технических изделий, содержащих драгметаллы. Финансовый аудит бывает плановый и внеплановый.

Аудит качества — это проверка сотрудников, в том числе руководящих, на соответствие занимаемым должностям, контроль их эффективности и целесообразности принятых решений, а также общая проверка предприятия (по каждому отделу или в целом) на соблюдение требований законов, внутренних нормативных актов, правил техники безопасности, дресс-кода (если он есть). Аудит качества занимается в том числе и проверкой рисков, которые может нести предприятие, и разработкой системы управления рисками с целью их нивелирования.

Операционный аудит включает в себя контроль различных процессов — от технологических (соблюдение рабочими процесса в точности, работа по улучшению техпроцесса, например, по его упрощению с сохранением качества продукции, что экономит время и деньги) до правовых, социальных и специальных. Специальный аудит может быть назначен для выявления проблем в конкретной ситуации, например, при внутреннем конфликте, неэффективности работы определенного участка и/или системы, и так далее.

Задачи

Как упоминалось выше, основной задачей аудиторской службы является улучшение работы предприятия. Проверки — лишь один из инструментов для ее решения. Анализируя полученные данные, внутренние аудиторы составляют рекомендации для топ-менеджмента, а в отдельных случаях могут заниматься разработками проектов, направленных на коренное улучшение способов хозяйствования. Аудитор может заниматься проектом реорганизации предприятия или одного/нескольких его подразделений для увеличения эффективности, просчитывать пути модернизации предприятия в технологической или административной части, заниматься вопросами профессионального обучения сотрудников для повышения их уровня и, соответственно, эффективности по поручению руководства, исполнять другие задачи.

В зависимости от того, чем занимается компания, это выражается в создании такой внутренней конструкции, при которой каждый сотрудник — рабочий в цеху, ремонтник в сервисной службе, служащий в отделе по работе с клиентами, начальник — может выполнять свои обычные действия с максимальной эффективностью при минимальных затратах времени, что приводит к увеличению потока клиентов и, соответственно, финансовой выгоде.

По заданию руководителя аудиторская служба может даже заниматься научными изысканиями — или планированием таковых, или проведением собственными силами, особенно в сфере методологии и учета.

Кроме того, важной задачей внутреннего аудита является подготовка к различным внешним проверкам, особенно к контролю со стороны налоговой службы. Постоянные внутренние проверки бухгалтерии предприятия в конечном итоге приводят к тому, что она приходит в состояние, близкое к идеальному. Таким образом, чем лучше функционирует внутренняя аудиторская служба, тем качественнее работает вся организация, и тем меньше трудностей возникает у фирмы при взаимодействии с теми, кто уполномочен контролировать ее работу извне, со стороны государства.

авто: Наманов Шухрат

Внутренний аудит: цели, особенности и значение для бизнеса
1 оценок, Средняя оценка: 5 из 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *