Предположим, что вы четко определились хочу работать в копирайтинге. К сожалению, между «хочу» и «могу» иногда лежит пропасть шириною в чью-нибудь жизнь — хотя бы в хомячковую, всё равно ведь пропасть. Чтобы в эту проклятую яму никто не свалился, поговорим подробнее о навыках, которыми должен обладать копирайтер.

Напоминаю работать собираемся на фрилансе начинаем с нуля, акцент делаем на стабильный заработок и постепенный, практически гарантированный карьерный рост.

Копирайтер

Ключевое требование к копирайтеру: грамотность.

«Ошибки делать очень-очень стыдно!». Практика, в то же время, говорит, что это еще и невыгодно: написанные с ошибками тексты не нужны практически никому. Да, можно найти клиентов, которые вообще не читают присланные им работы, но такой копирайтинг нам не нужен. Пожалуй, только проблема с грамотностью является действительно серьёзным и почти непреодолимым в разумные сроки препятствием. Естественно, выучить язык можно, но быстро-быстро подтянуться вряд ли получится.

Кстати, раз уж коснулись этой темы, сразу запомните простое правило:

Никогда не сдавайте не вычитанный текст!

Представьте себе ситуацию: вы приходите в частную столярную мастерскую, чтобы забрать свой заказ — комплект разных стульев. Заходите, вдыхаете запах свежей древесины и сразу видите, вот они! Красивые изящные, как с картинки. Не стулья — воплощенная мечта великого комбинатора. Подходите поближе, садитесь на один, и тут же вскакиваете: занозы! Нет, не так: Занозы! Вот такенные, и по всему сидению. На каждом стуле. В прямом смысле чувствуя боль всех обманутых заказчиков, вы, естественно, идете к столяру с логическим вопросом:

— Это что?!

А он смущенно ковыряя ножкой половину, отвечает:

— Я их поздно ночью делал, времени совсем не было, следующие заказы поджимали, спать хотелось. В общем, не стал полировать и лаком покрывать, и так сойдет. Оплата где?

Вы ему деньги за работу дадите, или по наглому лицу? Вот также и в копирайтинге: что бы ни случилось, не сдавайте недоделку. Лично я считаю, что лучше сроки сорвать, если совсем уж форс-мажор, но сдавать халтуру — это последнее дело. Промедление можно как-то объяснить, а вот наплевательское отношение…

Возвращаясь к теме: если есть какие-то сомнения в своей грамотности, настоятельно рекомендую перед началось работы себя проверить. Например, написать сочинение (серьёзно, без шуток) и попросить кого-то заведомо грамотного его прочитать. Можно попробовать решить пробное ЕГЭ. Можно сходить на тотальный диктант. В конце-концов, можно на том же турботексте пройти встроенный тест (обязательный для всех, кто хочет работать на бирже) — там 15 вопросов, это недолго.

Полезные советы для тех, у кого проблемы с правописанием есть, но работать надо:

  • Проверяйте вордом. Автоматический корректор не так уж плох, многие основные ошибки он видит верно. И опечатки вылавливает на раз (только не примите за панацею: «стопу» вместо «стропы» он не подсветит, например).
  • Наймите корректора. Да, на первых порах на него просто денег не будет, но на многих биржах есть галочка «проверка грамотности» — стоит это не так дорого, а работают те же корректоры.

Перечисленное не панацея, но если параллельно еще и грамотно подтягивать, то есть все шансы на успех.

Все остальные (остальные — не значит «неважные»!) требования.

С грамотностью всё отлично? Едем дальше — нам нужны:

Умение быстро и правильно набирать текст.

Ключевой навык, от которого зависит «потолок» вашей производительности и как следствие, количество зарабатываемых денег. Набирать какие-нибудь 10.000 знаков одним пальцем, постоянно выискивая нужную кнопочку на клавиатуре — это не работа, это 50 оттенков серого. Только без многомиллионных гонораров.

Я считаю, что для начала достаточно 3-4 тысячи знаков в час, со временем скорость сама собой неизбежно вырастет. Как вы их там набираете, это не очень важно: двумя пальцами, четырьмя, девятью и правой пяткой — не суть. Правда, «не суть» ровно до тех пор, пока вы не решите сделать копирайтинг основной профессией.

Вот на этом этапе понадобится пройти какой-нибудь курс правильной слепой десятипальцевой печати. Во-первых, на работу будет уходить меньше времени, соответственно, будете больше отдыхать или больше зарабатывать. Во-вторых, если печатать десятки килознаков как попало, вас ждут боль и страдания. Уставшие запястья, слезящиеся глаза, мучительная боль в кистях — это не шутки, это суровая реальность и профессиональный риск.

Серьезно: как только поняли, что будете уделять копирайтингу много времени, бросайте всё и садитесь за курсы скоропечати. И не работайте, пока их не пройдете.

Терпение и хороший словарный запас.

Да, это один пункт, и вот почему:

Простая рабочая ситуация: вы написали текст про детскую парту для дома. Вот такой вот:

Парта «Первоклашкина» — небольшой, удобный и красивый стол, который легко поместиться в детскую комнату. Крышка парты регулируется по наклону, вы без труда сможете настроить её так, чтобы малышу было по настоящему комфортно.

Написали, посмотрели, порадовались. Загоняем в Advego (программа проверки уникальности) и 80%. Смотрим в ТЗ: «не менее 95%». Смотрим снова в Адвего: 80% никуда не делись, даже если поморгать и потрясти головой. Подсвечивает нам «небольшой удобный и красивый стол» Ну, подсвечивает — переписываем: «компактный, эргономичный и привлекательный стол». Стало хуже, но что поделать, надо уже текст сдавать и работать дальше.

Адвего 75%! Подсвечивает «без труда сможете настроить её так, чтобы малышу было по-настоящему комфортно». Вдох, выдох. Переписываем и это. Такие вот танцы еще 2-3 раза подряд — в начале работы, пока еще не привык к алгоритмам проверки, это норма и не надо расстраиваться. Но как же бесит!

Сделали наконец уникальный текст, отлично. А теперь еще 8 таки же. Ага, 8. Про ту же самую несчастную парту, но со стулом, с полочкой, с приставкой, с полочкой и приставкой. И все должны быть уникальными, и все должно выглядеть по-разному. Вот на этом моменте на вас снисходит просветление: вы думаете: «А, гори оно всё конем!». И на этом самом коне красиво уезжает в закат, предварительно поклявшись: «Nevermore!». И, конечно, через какое-то время возвращаетесь, слезаете с коня, садитесь и пишите дальше, потому что нужны деньги.

Так бывает, постоянно. Я уже говорил, говорю сейчас и буду говорить дальше: 90% работы в «промышленно-ремесленном» копирайтинге — это именно скучный, однообразный и достаточно тяжёлый труд. Другое дело, что он хорошо оплачивается, а оставшиеся 10% приходятся на долю действительно интересных проектов.

Минутка утешения: буквально месяц плотной работы, и проблемы с уникальностью перестают беспокоить. Начинаешь шкурой чувствовать, что от тебя хотят Адвего, Текст.ру и прочие всадники Гуглопокалипсиса. у меня сейчас очень редко бывает, что только что написанный текст имеет уникальность меньше 90-95% по Адвего и 100% по текст.ру. А даже если и бывает, обычно одного-двух заходов на правки хватает — это и не долго, и не сложно.

Внимательность и память.

Хорошо составленный ТЗ на крупный проект, где текстов тысячи и все они стандартизированы, может занимать страниц этак 5-6. Мелким шрифтом. Со сносками и примечаниями. И все это нужно прочесть, запомнить, и в текстах применить. Потому что любое несоответствие означает правки. Правки — потеря времени. Потеря времени — потеря денег, страдания и накатанный путь в закат.

Полезный совет:

Конспектируйте ТЗ!

В отдельный файлик, очень кратко и только моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Все хотят грамотно, почти все хотят уникальность от 95%, почти все хотят без воды и по делу. Записываем всё нестандартное, и на выходе одной страницы ТЗ получается что-то вроде:

«3000 знаков. Ключи раз в 500. Без терминов. 3 подзаголовка. Купить пюпитр, установка пюпитров, услуги пюпитролога».

Это гораздо нагляднее, чем страница сплошного текста: даже если что-то забудете, секунды хватит, чтобы освежить в памяти.

О том, что всегда надо соблюдать все пункты ТЗ, я даже не говорю.

— А вдруг прокатит…

— А вдруг не заметят…

Не прокатит. Заметят. И не будет у вас клиента. И всех клиентов, которых он мог бы вам привести. И репутацию себе подпортите. Поверьте, оно того не стоит.

Умение гуглить и систематизировать информацию.

Чтобы написать хороший текст, уметь хорошо писать недостаточно. Нужно ещё знать, о чём именно вы будете писать. При этом в 90% случаев писать придётся на темы, о существовании которых вы узнали 5 минут назад — помним, да, что мы деньги зарабатываем?

Естественно, если клиент пишет чёрным по белому: «сайт для профессионалов, нужен спец», браться не стоит. Всё равно ничего хорошего не выйдет. А вот если к примеру, нужно написать статью про клинохвостых долгоносиков для сайта о природе, почему бы и нет?

Идём в гугл, открываем пяток верхних статей о долгоносиках и просматриваем. Всё: общее представление о предмете статьи уже составлено. Учитывайте, что в объеме 5000 знаков никто от вас не ждет сугубо специфических сведений, в стиле «Угол наклона хвостика долгоносика на пятый день брачных игр составляет 38 градусов, а положение перьев зависит от фазы Венеры». Ждут простого и банального: кто такие долгоносики, чем примечательны, где живут и т.д.

Берём всю информацию, оформляем её в качественный текст, и получаем как раз то, что называют хорошим продуктом. С одного сайта, скорее всего, данных не хватит, а даже если и хватит. Обязательно посмотрите несколько разных источников: в идеале, ваша статья должна быть информативнее, чем любой из «исходников». Как раз за счёт пересечения информации. Кто делал качественные рефераты: поздравляю, вы молодцы — то, что нужно!

Умением общаться.

Даже если вы не пишите продающие тексты, уметь продавать вы обязаны. Речь идет о том, чтобы продавать себя клиенту, а клиент покупает тех, с кем комфортнее, проще и эффективнее работать. Про эффективнее мы уже говорили выше, а про комфортнее и проще. Несколько простых советов на эту тему:

  1. Не бойтесь общаться голосом. Многие клиенты навыком скоропечати не обладают и, набирая письма по 5-10 минут, очень страдают. Проще обсудить всё за пять минут голосом. Вы во время разговора не зевайте, конспектируйте его — при хорошем навыке печати беседа легко записывается дословно.
  2. Во время общения не перебивайте. Всегда дослушайте до конца. Перебивать — это хамство, а работать с хамами не комфортно.
  3. Не спорьте, если клиент настаивает. Если возражаете, приводите аргументы и всегда знайте, где остановиться. Простая ситуация, клиент говорит дизайнеру: «Хочу зеленое солнце». Тот ему аккуратно возражает: «Но солнце же желтое?». Клиент говорит: «Пофиг. Хочу зеленое». Дизайнер смотрит на макет, на клиента, снова на макет. Фигня получит, чётко видно. Вдыхает, выдыхает, и говорит: «Жёлтое будет гармоничнее, зелёное на серобуромалиновом хуже воспринимается клиентом, не способствует сотрудничеству». Отличное, в общем-то возражение. Аргументированное, конструктивное, наш дизайнер молодец. А клиент рогом упёрся и уже чувствуется: накаляться начал. «Зелёное», — говорит, — «хочу». И вот тут плохой дизайнер (или хороший, но богатый, который в заказах не нуждается» и говорит: «Да пошел ты лесом, ни вкуса у тебя, ни ума, ни фантазии». И клиент идёт. Хороший дизайнер, которому нужны деньги, говорит: «Хорошо, рисуем зелёное». И все довольны: вы с деньгами, клиент со своей мечтой. Вы же предупредили? Объяснили? Всё, дальше издержки заказчика — главное, что ему комфортно.
  4. Всегда будьте корректны. Уважайте заказчика, подбирайте слова и выражения так, чтобы ни в коем случае его не обидеть. Общайтесь вопросами и предложениями, а не утверждениями — решения здесь принимает клиент. К примеру, «Вы неправы» меняем на «возможно, тут лучше будет сделать так?». «Проект фигня» на «у меня есть несколько предложений — возможно, они будут полезны?». И так далее.
  5. Умейте себя предложить. Заранее распишите себе на конспект плюсы сотрудничества с вами. Речёвку составьте. Подумайте, чем вы лучше конкурентов: пишете быстрее? на связи 23 часа сутки? Во время работы жонглируете горящими попугаями, снимая это на видео? Пишите, а потом не стесняйтесь озвучивать, убеждая заказчика в своей полезности и незаменимости.

Главное, чтобы всё было правдой. Мне вот какое-то время назад пришлось стереть из информации фразу про «всегда 100% точно соблюдаю сроки» — случилась куча разных форс-мажоров. Надеюсь, скоро смогу вернуть обратно.

Казалось бы, советы очевидные и простые, но им мало кто следует. А значит, это уже не просто норма, но конкурентное преимущество — вещь абсолютно бесценная.

Кратко по часто задаваемым вопросам.

Мне пишут на почту, чему я безмерно рад: вам интересно. Заметил, что некоторые вопросы повторяются чаще других — вот они:

Что почитать по копирайтингу? Именно книг по копирайтингу я читал немного: Дмитрия Кота с «Как не съесть собаку» я уже советовал, других профильных советов у меня не будет. Есть много отличных статей, но их нужно вылавливать по различным профильным сообществам: форумам бирж, группам на fl.ru («Пишущая братия» и «Новичкам» — очень рекомендую). Также есть лёгкий путь: запастись терпением. Ссылок у меня нет, но я обязательно сюда всё, что знаю.

Как начать работать? Я честно хотел набросать краткий ответ, а потом посчитал и понял: Тут статей на десять. Что писать, как писать, как делать уникальность, как ставить ключи, чем проверять, где работать. Я напишу эти статьи обязательно, уже почти к ним подошли. Если пытаться обойтись краткими советами, то получится пусто и ни о чём: «Идите на биржу, берите заказ, ищите готовый текст под тему, переписывайте, вуаля!». Так не работает.

Автор: EntropyFactor (Пикабу)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *