13 лет проживания в Берлине и Гамбурге и является продолжением первой части, где я рассказывал о минусах проживания в Германии. За время проживания я посетил практически все уголки этой страны и составил себе мнение о том, как в ней живут простые люди. Однако мой текст не претендует на абсолютную истину, тем более, что я уже около полутора лет не живу в Германии и за это время что-то вполне могло измениться.

Жизнь в Германии

1. Налоги.

Говорят, что в Германии самое сложное и запутанное в мире налоговое право и количество законов, касающихся налогов, превышает 300. Не знаю, насколько это верно, но в Германия очень либеральна в отношении того, что можно “возвращать” с налогов.

Сначала нужно оговорить, что “вернуть” с налогов на самом деле ничего нельзя. Это обывательское выражение, которое означает, что определенные расходы можно вычесть из доходов и платить подоходный налог только с реального (“скорректированного”) дохода (на самом деле только последний и называется “доходом” (Einkommen), в то время как общая сумма заработанных денег называется “оборотом” (Umsatz)).

Так например гипотетически, при заработанных 10 тысяч евро и ставке налога 20% Вы должны заплатить 2 тыс. в виде налогов. Однако если Вы сможете доказать, что вы 2 тыс. потратили, скажем за уход за детьми или на самообразование, то доход Ваш уменьшится до 8 тысяч, из которых при той же ставке налога (на деле обычно и ставка уменьшается, так как подоходный налог в Германии прогрессивный) Вы платите только 1600 евро. Вот “возвращенные” вами 400 долларов и есть то, что Вы смогли получить обратно (при том, что реальные траты составили 2 тыс., то есть вы возвращаете себе по сути только уплаченный с этого дохода налог).

В прошлой статье мы рассмотрели налоги, которые платятся каждым работающим в Германии. Это налоги снимаются автоматически работодателем и величина их зависит от двух вещей, от брутто-зарплаты (до налогов) и так называемого “налогового класса” (Steuerklasse), который Вы либо автоматически получаете (если Вы холост и у вас это первая или единственная работа), либо можете выбирать (в случае второй работы, наличия неравных доходов у членов семьи и так далее).

По итогам года Вы получаете от Вашего работодателя итоговую ведомость, в которой указаны итоговые суммы всех Ваших доходов и уплаченных налогов (Lohnsteuerbescheinigung). Одновременно с распечаткой этого документа (и посылкой его Вам почтой) работодатель передает все данные в электронном виде в налоговую инспекцию (Finanzamt). С недавних пор появилась возможность напрямую загружать эту информацию без необходимости её ввода (Lohnsteuerdatenabruf).

Прежде чем мы рассмотрим, что же можно вычесть из полученного дохода, надо сказать, что до определенного уровня доходов они могут не облагаться никаким налогом (Freibetrag) и есть ряд доходов, которые не облагаются налогами вообще (Steuerfreies Einkommen). Так работа на “базис” (Basisjob), при котором ты получаешь около 400 евро, относится к таким видам доходов.

Итак, существуют следующие категории расходов, которые можно списать с налогов:

  • Расходы, связанные с трудовой деятельностью (Werbungskosten). Обычно эти расходы списываются в виде некой фиксированной суммы около 1000 евро, доказывать которую не нужно (Pauschalbetrag). Однако если расходы были больше, то можно вместо этой суммы предоставить их список, подтвержденный чеками и счетами. Сюда можно списать расходы на съем дополнительного жилья (если работаешь далеко от места постоянного проживания), расходы на поиск работы (даже при наличии таковой!), спецодежду, профессиональную литературу и прессу, взносы в разные профессиональные организации, курсы повышения квалификации и прочее.
  • Расходы, связанные с предупреждением рисков (Vorsorgeaufwendungen). Сюда можно записать все страховки, которые ты платишь, включая с недавнего времени и медицинскую страховку. Сюда также можно вписать взносы в добровольный пенсионный фонд (Riester-Renta, Rurup-Rente).
  • Расходы, связанные с присмотром за детьми (Kinderbetreuungskosten).
  • Непредвиденные расходы (Aubergewohnliche Belastungen). Например, расходы на лекарства и лечение, не покрытые страховкой (например вставка новых зубов) или дополнительные мед. услуги, похороны родственников, стоимость дома престарелых для родителей, судебные издержки.
  • Прочие расходы (Sonderausgaben). Уплаченный церковный налог, определённый процент от выплачиваемого долга (например, ипотеки), пожертвования в фонды и организации.

В итоге обычному человеку можно вернуть порядка 4-5% своего годового дохода, а при наличии существенных расходов (например мне делали “мост” у стоматолога) даже больше!

2. Здравоохранение.

В Германии медицинская страховка является обязательной для всех резидентов. Государство предоставляет выбор в виде различных больничных класс (gesetzliche Krankenkassen), которым ты отчисляешь постоянный процент от своего брутто-дохода (что составляет половину выплаты, вторую половину работодатель отчисляет с фонда заработной платы). Неработающие члены семей застрахованы через работающих (Familienversicherung). Благодаря наличию нескольких касс, которые работают по всей Германии (AOK, BKK, TKK) между ними возникает здоровая конкуренция, которая выражается в различных предлагаемых бонусах, в виде оплачиваемых дополнительных курсов (например аэробики, аквафитнеса и прочее), красочные журналы для членов с рецептами и советами и прочее.

С государственной страховкой можно идти к любому лицензированному врачу. Если вдруг врач не принимает государственную страховку (врачи пишут alle Kassen на табличке), то это обычно значит, что он либо не лицензирован, либо его деятельность не входит в обязательный перечень оплачиваемых медицинских процедур (например костоправы, специалисты китайской медицины, гомеопаты, феншуй и прочее). При этом зарекомендованные альтернативные практики (Heilkunde), такие как акупунтура, вполне могут оплачиваться всеми или рядом “продвинутых касс”. Есть еще ряд врачей-светил, работающих не за плату, а за гонорар (Honorarverainbarung), которые тоже не берут пациентов из государственной страховки.

Альтернативой является частная страховка (private Krankenversicherung). В отличие от государственной страховки, для заключения частной страховки необходимо предварительно пройти полное медицинское освидетельствование у специального врача (Vertrauensarzt) и сумма страховой премии (выплат) будет зависит от того, насколько ты здоров. Также все найденные при данном обследовании заболевания не будут покрываться частной страховкой.

Страховка покрывает все базовые и признанные методы лечения, но обычно в их самом дешевом возможном варианте (например только самые дешевые пломбы). Страховки не имеют какого-то лимита и оплачивают полную стоимость медицинских услуг из каталога обязательного страхования. Сам пациент не должен ничего доплачивать в случае амбулаторного лечения и платит лишь небольшую сумму посуточно в случае стационарного лечения. При этом в большинстве случае (в 99%) расчёт напрямую производятся между кассой и клиникой, то есть пациент не видит счёт и не должен их оплачивать сам или пересылать в страховку, ему лишь нужно провести своей электронной картой застрахованного перед приемом доктора.

В виду постоянной и сильной нехватки врачей частная страховка предлает своим членам (Privatpatienten) ряд преимуществ перед “государственными” пациентами (Kassenpatienten). Сюда обычно входят специальные, отдельные комнаты ожидания с телевизором, мягкой мебелью и свежей прессой (private Warteraum), оплата двухместной палаты и консультации и лечения самим зав. отделением, а не рядовым врачом (Chefarztbehandlung) и прочее. По закону, все пациенты должны приниматься в порядке единой очереди, но очень часто врачи принимают “частников” вне очереди или намного быстрее, чем общую очередь. Здесь больше мороки с получением и оплатой счётов и потом выбивание денег из страховки, но зато оплачивают гораздо больший спектр услуг и врачи получают больше, чем в случае с государственной страховки.

3. Бюрократия.

Немецкая бюрократия хоть и стала притчей во языцех, но тем не менее на деле она может быть очень эффективной и полезной. В большинстве учреждений имеется либо электронная очередь, либо отрывные талончики с номерами и довольно комфортные халы ожидания (Warteraum) с креслами и стульями, где можно сидеть и ждать своей очереди. Когда освобождается место у работника данного учреждения, над ним обычно загорается номер следующего в очереди посетителя, поэтому подтасовки практически невозможны.

Много учреждений поддерживают электронную запись на приём, когда ты просто приходишь к определенному времени и проходишь сразу и без очереди. Иногда это стоит дополнительных денег, но обычно не больше 3-5 евро.

Если тебе нужно просто отдать бумаги, то совсем нет необходимости ждать в очереди. В каждом учреждении висит специальный почтовый ящик “для заявлений”, куда можно бросить заполненный бланк или какие-то документы, которые не хватает – в конце рабочего дня все документы из этого ящика-будут обработаны. Также документы можно послать по почте заказным письмом (per Einschereiben), а если нужно подтверждение получения – то со специальной почтовой карточкой, где расписывается получатель и указывает время получения (Ruckschein).

Все учреждения имеют электронную почту, на которую можно прислать свои вопросы и ждать ответа. В случае официального ответа (например, из наловогой), он приходит через 2 дня по обычной почте. На вопросы о том, какие документы нужно для получения определенных справок, как правило, отвечают практически мгновенно.

4. Образование.

Государственное образование в Германии бесплатное. Это значит, что за саму учёбу платить не нужно (кроме частных школ и университетов, составляющих меньше 1% от учебных учреждений).

Студенты университетов платят за каждый семестр (то есть два раза в год!) определенную сумму (Ruckmeldung), которая складывается из:

  • Небольшая сумма за обработку твоих документов в университете (Verwaltungsbuhr), порядка 80-90 евро.
  • фиксированная стоимость семестра (Semesterbetrag), обычно порядка 120-150 евро.
  • (если есть такая договоренность университета и транспортного предприятия) студенческий проездной билет за семестр (Semesterticket), еще порядка 100-120 евро (в зависимости от города и зоны действия билета).

Таким образом, за примерно 500 евро в семестр (и 1000 в год) можно учиться в университете и еще бесплатно пользоваться всеми видами транспорта в пределах действия студенческого проездного. Это обычно очень выгодно, так как “нормальный” билет стоит раз 5-6 дороже.

Качество преподавания может сильно зависит от специальности, университета и отдельного профессора. Однако практически всегда студенту предоставляются огромные возможности по самообразованию в виде богатой библиотеки с большим количеством современных книг по всем направлениям и бесплатным доступом к онлайн-библиотекам (таким как Springer, например)

Об учебе в Германии можно написать не одну статью. В общем и целом учиться в Германии довольно увлекательно и если ты действительно сам хочешь чему-то научиться, то ты всегда это сможешь сделать. Отсутствие достаточной мотивации, на мой взгляд, является единственной причиной почему кто-то не заканчивает университет.

5. Социальное равенство.

Германия – страна победившего социализма. А именно его принципа “от каждого – по способностям, каждому – по труду”. Этот принцип обеспечивает тем, что многие расходы (стоимость садика, продлёнки в школе, кружков, детских лагерей и пр.) зависят от твоего уровня дохода.

Например садик в зависимости от группы стоит от 50 до 450 евро в месяц. На самом деле он стоит порядка 550 евро в месяц, а та сумма, которая платит семья, является разницей между фактической стоимостью и доплатой государства. Вот эта доплата и зависит от общего дохода семьи.

Для оценки того, сколько ты должен платит за ту или иную усгулу, применяется принцип “допустимый уровень расходов” (zumutbarer Betrag), который составляет определенный процент от заработной платы. На основании этого строятся специальные таблицы, где для данного общего дохода семьи за месяц или год определяется та сумма, которую они будут платить. Таким образом обеспечивается то, что в один и тот же садик или секцию ходят дети и богатых и бедных родителей.

Кроме “допустимого уровня” ещё применяется такой принцип как “случай особой тяжости” (Hartefall), Например в случае вставление зубов страховка оплачивает обычно очень небольшой процент и порядка 70-80% приходится доплачивать самому. Эта сумма легко может оказаться 4-5 тыс. евро, которой у тебя может не быть. В этом случае ты можешь написать специальное заявление о “наличии случая особой тяжести (Hartefallantrag). При этом твой врач может красочно описать, как важны эти вставные зубы для тебя, чтобы ты не умер от голода без возможности жевать и прочее. Если всё хорошо и у тебя действительно нет доходов, то тебе определят ту сумму, которую ты “в состоянии заплатить”, а разницу в стоимости лечения и этой суммы доплатит уже касса.

“Случай особой тяжести” возможен не только в медицине. Он может являться основанием взять академический отпуск, получить бесплатную или со скидкой путевку в санаторий и прочее. Этот принцип может применяться практически к чему угодно!

6. Законодательство.

Немецкие законы в основном своей массе довольно продуманы и направлены на защиту отдельных категорий своих граждан (включая легальных резидентов) в различных аспектах их правовые отношений с юридическими лицами и организациями.

Законы о съеме жилья (Mietrecht), например, запрещают арендодателям (Vermeieter) повышать кварплату больше чем на определенный процент в год (да и то, с обязательным обоснованием повышения), требует длительного срока оповещения в случае выселения и значительно затрудняет выселение съемщика, если последний не желает выезжает (или ему некуда). так факт неуплаты квартплаты (Mietruckstand) не является таким основанием! То есть человек может жить в Вашей собственности, ничего не платить, и при этом его нельзя будет выселить. Также Вы не можете выселить Васю и поселить Машу только потому, что Маша Вам больше нравится. Арендодатель обязан сам делать ремеонт своей собственности по первому (обоснованному) требованию. Если Ваше требование не выполняется (например из окна уже дует второй месяц не смотря на извещение владельца), то Вы вправе уменьшить квартплату (Mietminderung). Ну и так далее. Около 70% населения Германии живет в съемных квартирах, поэтому эта категория законов очень социально направлена, так как касается многих.

Законы о трудоустройстве (Arbeitsrecht) не допускают дискриминации при приеме на работу, требуют определенных квот для женщин и лиц с “иммиграционным фоном” (mit Migrationshintergrund). Закон регламентирует срок подачи заявления об увольнении (Kundigungsfrist), минимальное количество дней отпуска, требует оплаты работодателем больничного при наличии бюллетеня (Krankenschein), ограничивает рабочий день обязательными паузами (Pflichtpause), число часов в неделю и месяц требует выплаты доплаты за работу в вечернее и ночное время (Arbeitszuschlag) и за сверхурочные (Uberstunden). Он также требует подписание неограниченного по времени рабочего контракта (unbefristeter Arbeitsvertrag) после определенного времени работы и сильно ограничивает возможность увольнения сотрудника, который проработал больше 5 лет на одном месте.

7. Траспорт

Городской траспорт (Nahverkehr) в Германии очень хорошо отражает именно те качества немецкой культуры, который мы привыкли отождествлять с немцами, а именно:

1. Пунктуальность.

  • Автобусы ходят практически минута в минуту, согласно вывешенному на остановке расписанию.
  • Если вдруг где-то автобус выбивается из графика и приезжает раньше, он ждёт своего времени прежде чем уехать.
  • На многих остановках в крупных (и не очень) городах установлены электронные табло, которые показывают время до следующего автобус, при этом они показывают эти данные в реальном времени (то есть если вдруг автобус сломался. сошёл с маршрута или что-то еще, то время соотвественно увеличивается или автобус вообще изчезает).
  • Конечно посмотреть расписание и наметить оптимальный маршрут можно всегда в интернете: каждая компания-перевозчик имеет свою страницу с мобильной версией.
  • В гряде городов (Гамбург, Берлин) можно получить информацию о маршруте или о времени прибытия автобуса даже по СМС, просто послав либо номер остановки (у каждой есть свой номер), либо начальную и конечную точку маршрута.
  • В том случае, когда в каком-то пункте маршрута много народу делает пересадку, например, с метро в спальный район, автобус можно специально подождать прихода поезда, если тот несколько задерживается.

2. Прагматизм.

  • Автобус останавливается только если кто-то нажал внутри кнопку остановки или если кто-то стоит на самой остановке, что позволяет ему избегать ненужных остановок и ненужных открываний дверей.
  • В крупных городах с метро нет вертушек или еще каких-то ограничений для доступа к поездам, поэтому нет необходимости постоянно доставать свой проездной (а у большинства людей все-таки проездной) каждый раз при входе или выходе из метро.

3. Продуманность тарифов.

– большинство тарифов для городского транспорта в Германии – зональные: это значит, что билеты действуют в определенной зоне или определенном числе зон.

– Действие билетов может быть ограничено числом остановок или временем поездки, обычно доступны такие тарифы:

  • короткая поездка (Kurzstrecke) (до 5 остановок или 10 минут)
  • обычная поездка (Einzelfahrschein) (полтора-два часа в выбранной зоне).
  • билет на день (Tageskarte) (на целый день, бывает еще специальная версия его, которая действует после утреннего часа пик (9-Uhr-Karte в Гамбурге)).
  • билет на неделю (Wochenkarte) или месяц (Monatskarte), календарный или скользящий (gleitende).
  • есть обычно билеты со скидкой для детей, школьников, учащихся, солдат и пожилых.

– один билет действует обычно на неограниченное число пересадок и все виды транспорта в пределах своей годности, то есть купив один раз билет в метро, с ним же можно сесть на автобус или даже два-три автобуса, без покупки дополнительного билета.

В ряде городов к городскому транспорту относятся и паромы, которые ездят по озерам и рекам города (Fahre). Тогда, купив билет на день можно не только весь день ездить, но и кататься на этих паромах (работает в Гамбурге и Берлине).

Пригородные и поезда дальнего следования (Fernverkehr) в Германии представлены следующими типами поездов:

Региональные поезда (Regionalbahn, RB): поезда, курсирующие в пределах одного региона, останавливающиеся на большинстве станций. Вагоны в этих поездах, как правило, двухэтажные: можно сидеть как внизу, так и наверху в одном большом помещении (GroBrum). В ряде регионов такого рода перевозки осуществляются региональными компаниями (например Nordrhein-Westfalen-Bahn, Metronom). Обычно поезд проходит свой маршрут от исходной до конечной точки за максимум 3-4 часа, после чего поезд разворачивается и едет в обратную сторону.

Межрегиональные (Interreginal, IRE) и межгородские (InterCity, IC, D-Zug) уже останавливаются только на крупных станциях и едет, как правило быстрее, чем предыдущий. Здесь уже есть не только общий зал, но и отдельные купе (Abteilungen). В ряде вагонов можно найти даже розетки, где можно подзарядить лаптоп или телефон.

Экспресс (InterCityExpress, ICE): этот поезд выглядит спереди как капля и летит под 200-250 км. В нём, кроме предыдущих, есть еще и специальное купе для маленьких детей (Klenkindabteilung). Тут есть вагон-ресторан, где можно перекусить, по самому поезду ходят проводники и продают закуски и кофе (можно они ходят и в межрегиональных – я редко ими ездил).

Характерной чертой является наличие электрических розеток на каждом месте: либо под креслом либо у стола. Таким образом самыми ценными оказываются места у стола, где можно спокойно работать на лаптопе всю дорогу (ну или смотреть фильмы) и заряжать все устройства. Есть специальные экспресс-поезда, которые имеют только две остановки: начальную и конечную, например “Франкфурт-Берлин”, такие поезда называются Sprinter и стоят несколько дороже за счёт доплаты за скорость (Sprinterzuschlag).

Ночные поезда (Nachtzug), они обычно уезжают вечером из одного города, едут всю ночь и приезжают рано утром в другой город. Напоминают советско-российские поезда с вагонами купе, только тут есть купе на одного, двух, четырех и шести человек.

Билет на поезд состоит из двух документов: обязательная оплата самого поезда (Fahrkerte) и необязательная резервирование места (Platzkarte oder Platzreservierung). При этом если ты покупаешь только первый билет, то может получиться, что придётся ехать стоя или сидеть где-нибудь на ступеньках выходных дверей.

Тарифы на поездку в этих поездах довольно запутанные: стоимость билета зависит не только от расстояния, но и от времени, когда едет поезд, от даты, когда ты покупаешь билет, от того, сколько осталось билетов и прочее. Если покупать билет сильно заранее, то он может стоит на 25% от “полной стоимости”, по которой он будет продаваться за одну неделю до отправления и позже “Сильно заранее” зависит от того, сколько билетов уже раскуплено: как только продастся 15-25% от количества мест (Platzkontingent) данный дешевый тариф уже не будет доступен.

Купленный заранее билет имеет ряд ограничений, так он действует только на этот данный поезд (Zunbindung) и его, как правило, можно обменять на другой поезд только заранее и с доплатой (в день отправления уже нельзя вообще!). Купленный по полной цене билет действует на все поезда указанного в нём маршрута, и если ты пропустил один поезд, то можно сесть на следующий в ту же сторону – билет будет действовать. Полный билет также можно сдать, если ты им не воспользовался – и тебе вернут большую часть его стоимости!

Deutsche Bahn, основной перевозчик по Германии, имеет политику оплачивать 5% от стоимости билета если поезд задержался больше чем на полчаса (с прибытием в пункт назначения) и 10% если опоздание составило больше чем час. Эту сумму выдают в виде купона, который можно использовать для покупки нового билета.

Кроме обычных билетов есть особые “карты” (Bahnkarten), которые позволяют получать дополнительную скидку, так Bahncard25 даёт скидку 25% на итоговую цену, Bahncard50 – соответственно 50%, а Bahncard100 даёт возможность ездить на всех поездах не покупая билета (кроме специальных поездов, где необходимо обязательно резервировать место – reservierungspflichtige Zuge, это, например, все поезда, что идут через границу Германии в соседние страны).

Если у тебя есть время и ты готов ехать низкоскоростными поездами делая несколько пересадок, то можно купить дешевые билеты, которые действительны в течение одного дня на неограниченное количество поездок в региональных поездах. Самый известный такой билет – “билет выходного дня”, который действует в один из дней уикенда на все поезда Германии для группы до 5 человек. В будний день такой билет называется “через всю Германию” (Quer-durch-Deutshland-Ticket) и покупается по числу людей (оплата за каждого человека). Есть также билеты, позволяющие ездить неограниченно на всех поездах в пределах одной федеральной земле (Landertickets). Этими билетами можно пользоваться, чтобы ездить в выходные в ближайшие города. Когда я жил в Берлине мы каждые выходные ездили в такие города как Франкфурт-на-Одере, Киль, Магдебург, Шверин и так далее.

Кроме поездов есть езе автобусные маршруты, которые могут быть гораздо более выгодны, чем поезда. Так я ездил автобусом фирма BerlinLinienBus за 9 евро из Берлина в Гамбург (для этого нужно было ехать только самым ранним или самым поздними автобусами).

Кроме всего прочего в Германии сильно развита служба “подвези пассажиров по дороге” (Milfahrzentrale) если ты едешь порожняком и хочешь “отбить” часть денег.

8. Безопасность.

В Германии безопасно ходить вечером и ночью. Причём не только в “хороших” районах. Я много лет регулярно был вынужден ездить на одно мероприятие в центре Neukolln, квартал Берлина, который считается одним из самых турецких в Берлине (соперничая в этом с Kreuzberg, где я как раз и жил, кстати). Так получалось, что возвращался я уже с далека за полночь, при этом мне нужно было пройти порядка 4-5 остановок пешком по центру Neukolln чтобы дойти до ближайшей станции метро и потом идти пешком столько же до дома. Ни разу за это время у меня не было никаких стычек или проблем с местным населением.

9. Географическое положение.

Германия находится в самом центре Европы. После того, как Шенгенское соглашение было расширено на страны Восточной Европы, для посещения любой страны не нужно больше виз и с немецким видом на жительство (Autenthaltstitel) можно спокойно ездить в Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, Словению, Австрию, Белгию, Францию, Испанию и так далее.

В Германии есть несколько компаний-лоукостеров, предлагающих очень дешевые перелеты в разные города: так можно за 80 евро слетать в Барселону из Кёльна или в Лондон из Мюнхена. Таким образом можно довольно часто выбираться в интересные места, если заранее брать билеты то даже не тратя дня отпуска, вылетая в пятницу вечером и возвращаясь в воскресение вечером.

В Германии можно также найти любой климат по душе. Гамбург, который по числу мостов опережает Питер и даже Венецию, представляет собой такой “туманный немецкий Альбион”. Берлин представлен мягким континентальным климатом. В сторону Баварии климат начинает напоминать юный с тёплой зимой и длинным летом.

Ну и в отличие от США, например, Германия не так далеко от России. Если вдруг возникает острый приступ ностальгии, то всегда можно сесть на самолёт – и через три часа ты уже в Москве или Санк-Петербурге.

10. Язык.

Немецкий язык не похож на остальные европейские языки ввиду своей уникальной системой образования новых слов путём сложения двух и более слов в одно (Kompasita). Новые слова или понятия образуются сложением существующих слов или понятий.

Например “пригородный поезд” будет Nah (близкий) – verkehr (траспорт) – zug (поезд). “Заметка на полях” – Rand (край страницы) – bemerkund (заметка). “Главный вокзал” – Haupt (главный) – bahn (дорога) – hof (станция, двор). И так далее. Это позволяет немцам использовать комбинации там, где мы используем какое-то заимствованое слово – например Taschen (карман) – rechner (компьютер) = “калькулятор” или Schou (показ, демонстрация) – fenster (окно) = “витрина (магазина)”. Оно позволяет им также образовывать очень легко понятные слова, которые очень сложно перевести. Вот несколько примеров:

  • При вождении автомобиля основным принципом является rechts-vor-links (“тот-что-справа”-перед-“тем-что-слева”), который на русский переводится как “помеха справа”
  • Заучивая порядок выполнения арифметических операций в школе дети учат правило, которое по-немецкий называется Punkt-vor-Strich (“точка”-перед-“палочкой”). Понять его можно только когда знаешь, что “точкой” (Punktrechnung) в данном случае называют арифметические операции, записываемые точками – умножения (.) и деление (:), а “палочкой”, соответственно, операции, записываемые штрихами (сложения (+) и вычитание (-)).
  • В Германии учёба в университете заканчивается после сдачи диплома, при этом на проверку диплома у профессора может уйти до полугода. Для того, чтобы вчерашний студент и завтрашний выпускник уже мог искать работу, как специалист, ему выдается специальная справка, которая подтверждает, что он закончил всю программу обучения и его итоговая оценка не ниже тройки (так как итогая оценка складывается в том числе из оценки за диплом, который еще нет). Эта бумажка называется в народе Vierkommanullschein – “бумажка 4.0”, так как 4.5 и есть минимально возможная положительная оценка.
  • Дети и подростки в развитии проходят такой период, когда им все хочется сделать наперекор родителям, чтобы им не говорили. Такой период называется по-немецки Trotz (вопреки, назло) – phase (период, время) или Trotz-alter (возраст).

Автор благодарен Вас за все Ваши комментарии, как позитивные, так и негативные.

автор: alaudo

Жизнь в Германии. 10 плюсов проживания в Германии
25 оценок, Средняя оценка: 5 из 5

  1. Огромное спасибо за такую содержательную статью. Необыкновенно интересно, и познавательно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *