Всем привет! Вот и подоспела очередная моя заметка об обучении в одной из лондонских школ английского языка. На деле про школу я уже всё рассказал, поэтому начиная с этой статьи речь пойдет об около-школьной жизни.

Название теперь тоже новое: «Путеводитель по Лондону»

В Лондоне вам придётся много передвигаться на общественном транспорте, ибо даже центр города очень большой, обходить его пешком — задание не из простых. По этой причине для начала мы разберёмся с местной транспортной системой.

Когда в Лондоне говорят про метрополитен, то подразумевают три его составляющих, входящих в единую систему — Underground, Overground, DLR.

Путеводитель по Лондону

Подземка.

(Ну как подземка, в центральной части города большинство станций находятся под землей, а за ним пути идут уже поверху. Так что в случае бомбёжки лучше оказаться в центре).

P.S. Во время Второй Мировой большинство станций и правда использовались как бомбоубежище.

До определённого момента линии лондонского метро находились в ведении разных компаний, поэтому размеры станций, туннели и поезда на различных ветках отличаются. Порой на станциях приходится под напрячься, чтобы понять, куда вообще нужно идти. Благо хватает всяких указателей.

Потоки людей, идущих в метро и выходящих из него, разделяют. По идее, выходить нужно только там, где написано Way Out. Но если очень хочется, то можно пройти и через лестницу с No Exit. При этом вы можете столкнуться со спускающимися к платформе людьми, но не с упрёками в свой адрес. Замечаний никто никогда не делает. Люди так периодически поступают. Вы тоже можете к ним присоединиться, особенно когда: «Way Out» в другом конце платформы, а идти туда очень лень, у выхода столпилось достаточное количество людей, а вы спишите, вы хам, и просто хотите помешать людям спокойно спускаться, а все стопхамовцы, способные вас остановить, остались в России.

Интересный момент:

Так как в Лондоне работает огромнейшее количество банковских служащих и юристов, которые трудятся на износ, случаи суицида уже перестали кого-то удивлять. Одна ветка(The Jubilee line) в итоге решила установить у себя стеклянные перегородки, открывающиеся только по прибытию поезда. Аргументация следующая: это помогло лучше регулировать циркуляцию потоков воздуха на станциях, а люди перестали прыгать на рельсы.

На станциях имеются табло, указывающие точное время до приезда следующего поезда. Но здесь надо быть очень внимательным. С одной и той же платформы поезда могут уходить в разные места. Например, спустились вы под зданием парламента в метро. Идёте к платформе, от которой поезда уходят в западном направлении. Здесь вы можете сесть на поезд, который идёт по круговой ветки Circle или по зелёной ветке District. Только вот последняя в определённом месте расходится, так что состав может отправиться на юго-запад, запад и северо-запад. Получается, что отправившись с одной и той же платформы, вы можете оказаться в четырех разных отделённых друг от друга местах. (А скоро достроят ещё одно ответвление, тогда будет пять). Это у нас всё просто: есть линия, поезд идёт по ней от начала до конца. Здесь же некоторые ветки вливаются в одну, потом расходятся, сливаются впоследствии с другими.

Как во всём этом разобраться? Да легко. Вам на помощь спешат электронные табло, на которых указывается не только время прибытия поезда, но его конечная станция (либо через какую станцию этот поезд пойдет). В 99% случаев конечной станцией поезда является конечноая станция ветки (либо ответвлений), нужно заранее их посмотреть, тогда вы сможете моментально сориентироваться. Для этого советую всегда под рукой иметь карту метро. Лично я скачал её в большом разрешении к себе на телефон, разместив в отдельной папке, чтобы долго не искать. Можно скачать разные приложения с картой, взять бумажный буклетик, коих разбросано везде великое множество, либо просто посмотреть на размещённую на стене большую схему(они есть в достаточном количестве и при входе в метро, и на каждой платформе).

Вдобавок к этому на платформах часто стоят работники метрополитена, объявляющие через громкоговоритель информацию о прибывшем поезде. (И о слепых подумали). Но и это не всё. На большинстве поездов, а может и на каждом, спереди располагается бегущая строка, где написано, чьей ветке принадлежит этот состав и куда он идёт. Такие же строки можно найти и в середине каждого вагона, а так же внутри самих вагонов. Так что шансов перепутать вам оставляют ничтожно мало.

Очень редко, но иногда всё же информация на табло может не соответствовать действительности, поэтому настоятельно рекомендую всегда смотреть на бегущую строку на самом составе, там данные самые точные. :)

Порой поезда настолько длинные, что не помещаются на некоторых станциях. Тогда в крайних вагонах открывается только одна, ближайшая к центру дверь. Об этом диктор объявляет заранее, будьте внимательны.

Иногда поезда отходят в одном направлении с двух платформ. На таких станциях есть дополнительное табло, где рядом с надписью (что-то наподобие: «следующий поезд отбывает», уже точно забыл) будет стрелочка в направлении платформы. Поэтому не стоит сразу бежать в уже стоящий поезд, лучше идти к толпе на соседней пустой платформе. А ещё забавно, когда диктор объявляет, что следующий поезд отправляется с другой стороны, тогда толпа людей выбегает из одного и быстро бежит в соседний поезд.

Ещё один совет: иногда с определённых станций в нужное вам направление поезда может идти слишком долго, лучше на первом прибывшем составе отправиться до разветвления, где и подождать ваш поезд.

Но в целом, метро очень хорошее. Правда, сильно оживлённое. (Нас этим не напугаешь). Станции в центре довольно тесные, поэтому в часы пик чувствуешь себя как рыба в кильке.

Порой приходится залезать в уже под завязку забитый поезд, аккуратно и не очень утрамбовывая людей, прижимая их к стёклам и друг к другу, как сардины в консервной банке. Все опаздывают, ничего не поделаешь. Часто влезть вообще не получается, приходится ждать другой поезд, который может приехать совсем пустым. А может и опять быть забитым под завязку. Обычно второй поезд уже никто не упускает, люди собирают волю в кулак и прут сквозь плотные ряды других бедолаг. Если вам нужно выйти, а вы стоите посреди вагона (иногда без вашего желания, вас туда просто затолкают), то волшебное «Excuse me! Excuse me! Excuse me» вкупе с хорошим напором помогут вам выбраться из любой, казалось бы, самой безвыходной ситуации. Люди вас обязательно пропустят, ибо всё прекрасно понимают. Сами на следующей станции так же сделают. Второй вариант — зайти и сразу встать у двери. Будете всем мешать, все о вас будут биться руками, ногами и вещами, зато выйдете первыми. Оба варианта неудобные, выбирайте любой, получайте удовольствие.

В самые загруженные часы поезда ходят практически без остановки. Днём можно ездить совершенно спокойно, встречая толпы людей только на больших пересадочных узлах или станциях у туристических мест. А туристов здесь много в любое время года.

P.S. Одна из веток метро идёт прямо до аэропорта хитроу, так что если у вас багажа не настолько много, что вы его сами унести не сможете, либо просто не хотите отдавать ~70-90 фунтов за такси до центра, то можно совершенно спокойно спускаться в подземку. В поездах даже есть специальные приоритетные места для пассажиров с багажом. От других аэропортов идут аэроэкспрессы.

Надземка.

Оранжевая ветка вокруг центра и не только. Принцип такой же, как и поземке.

DLR (Docklands Light Raiway).

Автоматическое лёгкое метро. Нет никаких машинистов, всем управляет компьютер. Проходит как над землёй, так и под. Советую первый раз проехаться на самом первом сидении в первом вагоне. Ради такого можно и пропустить один состав, заняв место на платформе, всё равно ходят они очень часто. Из центра поезда отправляются от станций Bank и Tower Gateway. Советую садиться именно на Банке, так как именно оттуда поезда идут в Greenwich через Canary Wharf без пересадок.

Часто на DLR или других ветках можно при входе совсем не быть турникетов. Это не значит, что проезд бесплатный. Поищите рядом со входом одиноко стоящий валидатор. Если вы не приложите к нему карту, то можете нарваться на штраф. Хотя кондукторов в метро я ни разу не видел.

Ещё одно отличие от нашего метро: на некоторых ветках определённые станции просто берут и закрывают на выходные. На других также по выходным могут проходить какие-то работы, а что-то обновляют, меняют или ремонтируют здесь постоянно. Советую подписаться на еженедельную рассылку новостей о метро на вот этом сайте www.tfl.gov.uk На нём вы найдете всю полезную информацию о транспорте в Лондоне. Данные о закрытиях станций также показывают в метро, в мобильных приложениях и на вышеуказанном сайте. При построении маршрута через Google Maps программа все эти нюансы учитывает, показывая вам пути объезда. Лично мне хватало рассылки и гугл мэпс.

Это интересно:

С сентября 2015 некоторые ветки метро обещают сделать круглосуточными.

Рубрика «Да это и так все знают»:

При входе в метро часто раздают газеты, спортивные и другие журналы и прочую полезную и не очень макулатуру. Можете спокойно её брать всё бесплатно. После прочтения без зазрения совести оставляйте газетку на сидениях, это даже приветствуется. Ведь после вас её может прочитать кто-то другой. Я из таких газет узнал много новых слов.

В лондонском метро на определённых ветках ходят поезда-гармошки, в которых все вагоны соединены между собой проходами. Очень удобно, позволяет сбежать из переполненного цетра в пустые крайние вагоны. У нас в России такие тоже начинают появляться.

Электрички (National Rail)

Тесно переплетены с метрополитеном. Идут от центра во все окраины города. Очень часто, довольно комфортабельные. На схеме помечаются — пунктиром.

Автобусы.

Те самые знаменитые, двухэтажные и красные. Очень прикольные автобусы. А их водители легко посоревнуются с нашими маршрутчиками в умении лихачить на дорогах. Внутри автобусов установлены те же бегущие строки с информацией о следующей станции, что и в метро.

Бывают старого и нового типа. В новых при входе в автобус (всегда через первую дверь) стоит тот же жёлтый валидатор, что и в метро. Прикладывайте карту и спокойно проходите. Никаких турникетов нет. В старых же единственный вход и одновременно выход находится сзади, двери нет, а вашу карту проверяет кондуктор при помощи своего карманного валидатора.

Автобусы бывают дневные, ночные и круглосуточные. У ночных спереди перед номером маршрута всегда стоит буква N. Расписание всех автобусов есть на каждой остановке, расписано прибытие автобуса вплоть до минуты. Расписание ночных автобусов смотрите на обратной стороне. Они ходят заметно реже, но главное, что ходят. Ночевать на улице до утра вам не придётся. Правда, путешествовать на ночных автобусах понравится далеко не всем. Частенько там можно встретить всякую шелупонь в не самом адекватном состоянии.

Ситуация:

Часто видел, как при входе у людей не срабатывала карта, после чего начинались уговоры водителя пропустить их за просто так. «Я забыл деньги положить, сейчас очень спешу, что-то с картой, зуб даю, что всё оплачено, братаааан, ну пустиии» и т.п. И знаете, при мне всех пускали. Добрые у них водители.

Проездной.

Для всех вышеуказанных видов транспорта вам понадобится очень удобный и выгодный проездной — единая карта для многих видов транспорта — Oyster. Туристам будет интересен The London Pass. Позволяет сэкономить на посещении туристических мест, избегая при этом очередей.

Можно покупать и обычные бумажные билеты, но они обойдутся вам значительно дороже (порой в 2 раза), так что забудьте про них.

Принцип действия прост:

  1. Pay as you go — кладёшь на карту деньги, снимают после каждой поездки.
  2. Pay daily, weekly, monthly и т.п. — оплатил заранее на день, неделю, месяц, год. Можно покупать настолько, насколько нужно именно вам. Хоть на 2 месяца, 3 недели и 5 дней. В этом плане всё очень гибко.

Не забывайте после оплаты приложить карту ещё раз, иначе она так и останется пустой!

Приобретается на любой станции метро.

В аппаратах можно оплатить проездной максимум на неделю. За любыми другими сроками обращайтесь к оператору на станции. Вам предложат заполнить анкету с вашими данными (если потеряете карту, по этим данным сможете получить новую). Оплачиваете и становитесь счастливым обладателем своей собственной карты и пустого кошелка.

Важно!

Ночью вы положить деньги на карту Oyster не сможете нигде. Если вы гуляете допоздна, то позаботьтесь об этом заранее. А то придётся гулять ещё и до утра. Хотя при большом желании можно выкрутиться и здесь. Однажды я гулял с подругой, был где-то час ночи, как она вспомнила, что днём у неё закончился недельный проездной. Побежали быстрее до ближайшей станции, а она закрыта. При входе стояли не пускавшие никого внутрь ремонтники. Таких победителей по жизни как мы там уже собралось несколько человек. Пройти жалкие 15 метров до терминалов на территории станции им не дали, они с грустью развернулись и ушли. До дома было далеко, перспектива замерзнуть на улице меня никак не устраивала, да и наученный тем, что в России можно со всеми договориться, я пошёл в наступление. Крендель ломался минут десять. «я работу потеряю, никак не могу пропустить, вообще никак» и прочее. В итоге он взял деньги и пошёл сам положил их на карту. Вернулся, дал чек и карту. Положил все 10 фунтов, что ему дали. Пришло время отблагодарить его. И тут у меня случился когнитивный диссонанс. Он наотрез отказался брать деньги. У меня в голове не укладывалось, зачем он тогда ломался так долго, да и как в такой ситуации можно вообще не брать деньги, у нас же все берут, это же нонсенс. Такая вот история.

Метро везде закрывается в разное время. Где-то последние поезда отходят в полночь, где-то в час ночи.

Кроме карты Oyster, можно пользоваться и банковскими картами, имеющими возможность бесконтактной оплаты (значок вай-фая только повернутый вправо). Так называемые Contactless. Прикладывайте свою карточку к валидатору, деньги спишутся автоматически. Его в Лондоне рекламировали повсеместно, обещая те же тарифы, что и для карт Oyster. Сам я такой картой не пользовался. Только не прикладывайте карту вместе со всем кошельком, а то спишется сразу и с Oyster, и с карты, либо вообще не сработает.

Цены на проезд по карте Oyster.

Тут всё очень сложно и запутанно. В Лондоне нет единого тарифа на проезд в метро. Город поделён на 9 зон, в которых действуют разные цены.

С виду всё выглядит довольно устрашающе, но на деле это сделано для удобства людей. Зачем вам платить за всю ветку, если вы всегда путешествуете только из четвертой зоны во вторую?

Также тарифы делятся на поездки в «час пик» (Peak) и в любое другое время (Off-peak). В час пик обычно дороже. Все поездки по субботам, воскресениям и по праздничным дням рассчитываются по тарифу вне час пика (Off-peak).

time of touch inactual rate chargedcounts towatds which price cap
04:30 — 06:30off peakanytime
06:30 — 09:30peakanytime
09:30 — 16:00off peakanytime, off peak
16:00 — 19:00peakanytime, off peak
19:00 — 04:30off peakanytime, off peak

Чтобы вы не запутались, напишу самые нужные тарифы для туристов. Практически всё, что вам понадобится, находится в 1 и 2 зонах. При использовании карты Oyster в этих двух зонах за один проезд на метро с вас возьмут от 2.30 до 2.90 фунтов, проездной на весь день обойдётся в 12.00 фунтов, на неделю 32.10 фунтов, месяц 123.30 фунтов. А знаете, у нас в России очень хорошие цены за пользование общественным транспортом.

На момент написание статьи курс фунта к рублю скакал в диапазоне 1 к 95-100 рублей. Я всё в этой статье расчитывал именно по этому курсу. В то время, когда я находится в Лондоне, 1 фунт стоил от 60 до 67 рублей.

Сравним с нашими ценами.

Москва.

Смарт-карта на 30 дней (всё метро, монорельс, наземный транспорт) — 2350 рублей.

Лондон.

Смарт-карта на 30 дней (только метро и только в самом центре — 1 и 2 зоны) — 123.30 фунтов или 12000 рублей.

Смарт-карта на 30 дней (всё надземное и подземное метро в городе, без автобусов) — 321.50 фунтов или 32 000 рублей.

С автобусами всё куда проще. Никаких разделении на зоны. Один проезд стоит 1.5 фунтов (145 рублей).

По прошлогодним ценам мой проездной на 3 месяца, включавший подземку, надземку и DLR только в 1 и 2 зонах, а также автобусы по всему городу, обошелся мне в 362 фунтов (по тому курсу — 22 000 рублей, сейчас такой будет стоит уже больше 35 000 рублей). Для поездок на метро в другие зоны, а также для пользования электричками я закинул на карту дополнительно 20 фунтов, растратив за все 3 месяца только половину из них.

На этом способы оставить вас в Лондоне без штанов не заканчиваются. Остальные виды общественного транспорта:

Речные автобусы.

Да есть и такие. Зовут Клипперами (Thames Clippers). Медленно, зато интересно и на свежем воздухе. Не путайте с туристическими круизными корабликами. Цены варьируются от 4 до 7 фунтов за поездку в одну сторону, но, как и везде, есть определённый набор скидок. Скидку можно получить, если у вас просто имеется карта Oyster с какими-то деньгами на ней (вышеуказанный Pay as you go). Обо всех других скидках подробно расписано на их сайте thamesclippers.com И вообще обо всём другом. Билеты продаются в кассах, либо на борту, если кассы закрыты.

Трамваи.

Я их никогда не видел, никогда на них не ездил, но они есть. Идут в комплекте с проездными на автобус. За отдельную поездку снимут те же 1.5 фунта.

Если хотите покататься на канатной дороге, то езжайте на восток от центра. Владельцам карт Oyster с Pay as you go опять скидка. Везучие ребята.

Не забывайте брать с собой стюардесс.

Прокат велосипедов.

Вот мы и переместились в рубрику для любителей здорового образа жизни. По всему городу разбросаны точки проката велосипедов.

Если вы не являетесь счастливым обладателем специального электронного ключа (оплачивается заранее на большой срок), позволяющего быстро взять велосипед в любой точке (а вы им не являетесь), то оплатить поездку можно банковской картой. Наличные или карту Oyster терминалы не принимают. Алгоритм такой: тыкаете нужные опции на экране, оплачиваете, вам выезжает чек, подходите с ним к велосипеду, не понимаете, как его отсоединить, где найти нужный код, смотрите, как последние свободные велосипеды забирают у вас из под носа, звоните в службу поддержки, выслушиваете, что нужно опять засунуть банковскую карту, нажать опцию «уже оплатил», появится еще один чек с пятизначным кодом с цифрами от 1 до 3. Например, 12233, 21321 и т.п. Вводите и отсоединяете велосипед. Чтобы вернуть велосипед, достаточно поставить его на любой из точек проката в любом районе Лондона, просто поместив его обратно в бокс-замок.

Оплата следующая:

Снимают с карты 2 фунта, можно пользоваться велосипедом 24 часа. Время начинает идти с момента оплаты. Но. Каждая поездка на велосипеде в течение дня должна составлять не более 30 минут, хотя поездок можно делать много. За каждые последующие 30 минут берут еще 2 фунта. Поэтому чтобы уложиться в 2 фунта, можно покататься на велосипеде до 30 минут, посидеть где-нибудь, опять взять велосипед на 30 минут, погулять где-нибудь, опять взять велосипед и т.д. На всё про всё у вас день. Не вернёте велосипед за 24 часа, штраф — 300 фунтов.

Если какие-то точки проката пустуют или, наоборот, забиты, то не отчаивайтесь. На каждой такой точке есть карта, где отмечены еще несколько пунктов проката.

Еще один момент. На велосипедах можно ездить только на автомобильных дорогах, либо специальных велосипедных дорожках. У нас так же, но вот на это всем всё равно, ибо мы понимаем, что ездить на велосипеде среди автомобилей опасно, лучше по тротуару. А вот в Англии с этим строго. Поэтому все смирно катаются среди автомобилистов, последние их частенько сбивают, так что шлемы есть почти у всех. Штраф за езду в неположенном месте — 30 фунтов (в Лондоне все 60).

Хоть весь центр Лондона и многие места за его пределом и завешены со всех сторон камерами, велосипеды всё равно воруют в огромном количестве. Так что бросать их где попало не следуют. А камер и правда много. Сестра одного из учителей работает в системе видео-наблюдения Лондона. Сказала, что её брат по пути на работу попадает в объективы более 30 видеокамер. Камеры установлены во всех такси, автобусах, вагонах метро, поездах ближнего и дальнего следования. Вот уж точно «под колпаком». Но мёртвые зоны тоже есть, и преступники ими пользуются.

Однажды моя знакомая оставила свою новенькую зеркалку в автобусе, опомнилась только через час. Приехала в депо, ей открыли автобус, а её камера лежала на том же месте, где она её и оставила. Прямо на сидении. Никто не притронулся.

Такси.

Это уже для более ленивых. В центре ездят только кэбы (Cab). Это один из символов города. Только вот и тут есть один момент: такси в Лондоне не только дорогое, но еще и очень дорогое. Вот приблизительный прейскурант (то есть в реальности цены могут отличаться, что я на своём опыте и проверил):

DistanceApprox
journey time
Monday to Friday
06:00 — 20:00
Monday to Friday
20:00 — 22:00
saturday and sunday
06:00 — 22:00
(tariff 2)
Every night
22:00 — 06:00
public holidays
(tariff 3)
1 mile6 — 13 mins£5,60 -£8,80£5,60 -£9£6,80 — £9
2 miles10 — 20 mins£8,60 — £13,80£9,00 — £14£10,40 -£14,80
4 miles16 — 30 mins£15 -£22£16 -£22£18 — £28
6 miles28 — 40 mins£23 -£29£28 -£32£28 -£33
Between heathrow
and
central london
30 — 60 mins£45 -£85£45 -£85£45 -£85

История со мной приключилась следующая. Нахожусь я на границе второй зоны на западе. Нужно мне попасть на границу первой зоны на востоке. Приблизительно 16 км. 2 часа ночи. Ловлю такси, слушаю цену: 100 фунтов (около 10000 рублей). В итоге проехал 2 квартала за 15 фунтов до нужной мне автобусной остановки, подождал там 50 минут своего автобуса (вокруг были только громкие арабы, битое стекло, фотографии пропавших людей, в общем, бодрящая атмосфера), потом добирался на ещё одном автобусе и пешком. В 5 утра был дома.

Если захотите покататься в Лондоне на машине, то знайте, что в будние с 07:00 до 18:00 въезд в центр города платный. Стоимость — 11,5 фунтов (1100 рублей). (И даже здесь есть свои небольшие скидки). Границы платной зоны помечены красным знаком «С».

Из приложений могу посоветовать Navitime Transit London. Очень удобная и бесплатная программа. Там не только есть карты метро, электричек, речных автобусов и круизов, но и можно по ним прокладывать кратчайшие маршруты.

Пока не было интернета, пользовался офлайн картами Citimaps2go.

Резюмируем.

В общем и целом, когда привыкнешь ко всем особенностям местного общественного транспорта, то понимаешь, какой он на самом деле удобный. Всё на очень высоком уровне, остались только положительные эмоции. Всё обновляется, всё ремонтируется, нет никаких развалюх, которые стоило списать 20 лет назад. До любой точки города можно добраться без особых проблем. Единственный минус всего этого — астрономические цены. Но здесь хотя бы видно, на что эти деньги идут.

Вот с транспортной системой Лондона мы и разобрались. Считаем оставшиеся в кармане монетки, жалеем, что в данный момент находимся не в Братиславе с ценами из Евротура, и думаем, на что бы еще потратиться.

Мобильная связь.

Следующая необходимость вам в поездке вещь — это местная сим-карта. Операторов выбирайте на свой вкус и цвет, их тут хватает: EE, O2, Three, Vodafone. Приехавшие надолго студенты обычно выбирают GiffGaff, у этого оператора связь дешевле, чем у других, но карту надо заказывать на дом. Я лично пользовался картой Three, отдал 1 фунт за саму карту, потом платил 15 фунтов в месяц за свой тариф. Главное, что вам понадобится — безлимитный интернет (All-you ear Data) И вот в чём самое интересное: безлимитный интернет может быть действительно безлимитным! Я когда там заболел, всю неделю смотрел фильмы и сериалы через 3G (и такое, оказывается, тоже возможно). Скорость была отличная, её никто не ограничал после 5 минут использования, как у нас. Сиди, сколько влезет. Сказка.

Еще можно купить аналог нашей переносной йоты от фирмы Huawei, раздающей вай-фай, но там только лимитированные тарифы, что не очень удобно, фильмы не посмотришь.

Медицина.

Будем надеяться, что этого не случится, но если у вас тоже получится заболеть в поездке, то обязательно пользуйтесь своей медицинской страховкой. Только вчитывайтесь в каждый пункт договора, чтобы не пришлось ничего платить. Моя страховая компания вызвала мне доктора, пришёл англичанин, осмотрел меня всякими навороченными приборами, дал таблетки и отправил гулять на свежий воздух. Через неделю был здоров как бык.

Всё, начальная подготовка завершена. Теперь посмотрим, куда мы вообще попали, кто такие эти англичане.

Как ни странно, в Лондоне я не так что общался с англичанами. Весь опыт общения — учителя и обслуживающих персонал в различных заведениях. Если первые говорят нарочито медленнее и понятнее, то вот в барах, парикмахерских, магазинах или просто на улице понять англичанина бывает порой действительно трудно. Как подобает любому носителю языка, говорят они очень быстро, проглатывая зыки и используя много сокращений вкупе со сленговыми выражениями.

Сами по себе довольно закрыты. Если с русским можно сдружиться за полчаса, раскрыть ему душу, получить совет, а через пару дней познакомить со всей семьёй, то с англосаксами этот фокус не пройдет. Чтобы с ними сдружиться, нужно время. Да и не думайте, что если англичанин вам улыбается, то он вам точно рад. Это мы более искренни в эмоциях, а эти улыбаются просто из вежливости. И они очень ценят своё личное пространство, не стоит с ними сильно сближаться, лезть целоваться и обниматься (за этим вам к «южанам» — итальянцам, испанцам и прочим тактильным нациям, там даже отбиваться от всех этих приставаний придётся).

Но чего у них не отнять, так это вежливости. Поверьте, то, как они себя порой ведут, это эталон поведения. Несколько ситуаций: человек проходит в нескольких сантиметрах от вас (не задевая), поворачивается и извиняется. Вы спросите: Зачем? Затем, что он вторгся в их любимое личное пространство другого человека. Или другой случай: иду я в метро, наступаю на ногу человеку, не успеваю ничего сказать, а он уже передо мной извинился. Он извинился, а наступил я! Как и вы, я сначала думал, что это какой-то перебор. Но на деле это оказалось безумно приятно. Они постоянно извиняются, обращаются друг к другу очень вежливо, всегда готовы вам подсказать, если вы заблудились. Ну не все, конечно же, но многие. Через пару дней к этому привыкаешь и начинаешь делать всё то же самое. Ходишь с улыбкой на лице, нет желания кому-то нахамить, хочется уже самому помогать и подсказывать заблудившимся туристам. Это правда потрясающе. И безумно обидно, то нам до такого очень далеко. Не буду скрывать, в Москве я ежедневно сталкиваюсь с хамством. На дороге, в госучреждениях, в кино, да везде. Нет у нас такой культуры, но я верю, что со временем обязательно появится, так как молодые поколения с каждым годом становятся вежливее и добрее, что не может не радовать. Почему-то чаще всего у нас хамят люди от 35-40 лет.

Но вернёмся к англичанам. Я вам сейчас описал их положительную сторону. Повторюсь, всегда есть «но». Их вежливость длиться ровно до наступления вечера (особенно вечера перед выходным днём). Тут всё положительное улетучивается, в бывшие с утра вежливые тела вливаются многие литры алкоголя, девушки облачаются в нано-юбки, молодёжь вываливается на улицы, валяется на тротуарах, покуривая травку, везде мусор и всё загажено. К вам спокойно может прицепиться группа каких-нибудь пьяных молодых людей, сказать какую-нибудь несвязную чушь и поковылять дальше. Про езду на ночных автобусах я уже писал. Пьют они очень много. Во всём этом безумии ты будешь спокоен только по одной причине: ты русский (или из стран бывшего СССР), а значит тебе на всё класть. Я серьезно, в Лондоне мне ни разу не было некомфортно в этом плане. Почему-то именно там моё происхождение давало мне 100% уверенность в том, что мне никто не страшен. Вот тут образ русских, навязываемый иностранными СМИ, играет только на руку.

Вот такой вот парадокс. С утра эталон вежливости, вечером полны хаос.

А еще они большие сплетники :) при чём парни от девушек не отстают. Один из работников школы увидел меня в парке с девушкой, на следующий день уже всем преподавателям рассказал. «Вот кому какое дело до того, кто с кем встречается?» — подумал я. «Нам такое дело» — подумали англичане.

Национальная забава под названием «постеби шотландца, валлийца или ирландца» — не миф. Они очень часто про них шутят, порой достаточно жёстко.

Что ни говори, а эту нацию есть за что уважать. Ибо по вечерам в гопоту превращаются далеко не все, в будущем раскрою эту тему на примере их отношения к своей истории и традициям. А так стоит зайти в любой паб и понять: англичане довольно мощная нация. В том плане, что если посмотреть на французов, то никакого трепета они не вызовут, ни одной мурашки по телу не пробежит. А вот англичане в целом выглядят очень внушительно. И добились они очень многого.

Небольшое наблюдение. По признанию самих англичан Лондон всегда считался городом иммигрантов, поэтому их самих там не так много. Но среди этих немногих встречаются и свои расисты. Они особо не прячутся. Ездят в метро с соответствущими татуировками на виду, спокойно на улицах могут послать азиатов (которых никто не боится, что порой зря: однажды так один англичанин перепутал выходца из республик бывшего СССР с китайцем, в результате на получал по своей неразборчивой голове), да и вообще, высокомерие англичан чувствуется частенько. Именно в Англии я заметил разделение на белых и небелых. Там есть и бедные кварталы, где живут одни приезжие, и дорогие кварталы только с англичанами. Я попытался представить, где у нас в Москве такое возможно. Да нигде, нет у нас ни белых, ни небелых районов. Везде разные люди живут. И при том у нас действительно существует настоящая дружба народов.

Как-то мне пришлось идти пешком час от центра по направлению к северу. Потихоньку всё многообразие национальностей центральной части города улетучилось, и я оказался в районе, где на 10 человек приходилось 9 африканцев и 1 латиноамериканец. Но никто на меня агрессивно не смотрел, все детишки бегали в школьной форме, всё мило и цивильно.

Стоит сказать, что, в отличие от той же Франции, мигранты здесь хотят влиться в общество и стать его частью. Если в Париже в самом центре города вы спокойно нарвётесь на разгневанных выходцев из Северной Африки, то здесь такое едва ли может случиться. Мигранты (опять, не все, конечно же) впитывают тот уровень культуры, который существует в английском обществе, стараясь ему соответствовать. И англичане оказались не такими «терпилами», о каких я читал в наших газетах перед поездкой. Если надо, они ведут себя с мигрантами очень жёстко. Но всё же бешеный поток приезжих всё равно сделал своё дело. В городе есть и районы, в которые лучше не ходить. Также многие районы делятся по национальному признаку. Где-то живёт больше поляков, где-то евреев, где-то арабов и т.д. Азиатов в городе в принципе очень много.

В общем нация интересная, хватает и плюсов, и минусов. Как и везде, собственно. Но лично в моей голове при сопоставлении всех плюсов и минусов — плюсы перевесили. Можно любить или не любить англичан (особенно учитывая историю наших взаимоотношений с ними), но трудно не уважать тех, кто столько достиг.

автор: bearisnear (Пикабу)

Жизнь в Англии. Путеводитель по Лондону
10 оценок, Средняя оценка: 5 из 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *