1. Вступление.

Друзья, решил написать статью про детскую мотивацию. Сразу хочу сказать, что не претендую на “учителя года” и “лучшего психолога 2015”. Так получилось, что мне довелось много и часто общаться с большим числом семейных пар с маленькими детьми, слушать много историй и делать не меньше вывода. Так же вдохновением к этим выводам послужили многочисленные семинары по мотивации. В итоге, хочу поделиться с вами своими мыслями и практическими навыками, которые успешно применяют мои друзья в своих семьях. Воспринимайте это как информацию к размышлению.

2. Детское внимание.

Любое общение строится на двухстороннем потоке информации. Человек – существо социальное, всегда находится в общении (даже интроверты, да-да), и любой личности присуще два потока информации: входящий и исходящий. Входящий – это то, что слушаем, видим, чувствуем, обдумываем и принимаем. Исходящий – это то, что мы говорим другим людям, делаем, показываем. Можно обобщить, что вся информация, которую мы передаём от себя – исходящий поток, а всю информацию, что передают нам – входящий. Соответственно объём этой информации, сила потока зависит от уровня общих знаний, которыми владеет человек. У взрослых знаний много – соответственно больше исходящего потока. У детей знаний о мире мало, и они очень хорошо воспринимают всю входящую информацию. Можно сказать, что детям просто необходимы знания об окружающем мире, они всё хотят потрогать, поковырять, услышать, попробовать на вкус и получить ответы на все свои вопросы. И лучшим “ответчиком” являются взрослые, а именно родители. Когда много вопросов – требуется много внимания к детям, чтобы дать ответы.

Итак, первый вывод: у детей есть острая потребность во внимании.

3. Внимание – интересный человеческий ресурс.

Почему именно ресурс – потому что оно ограниченно. Наш мозг так устроен, что мы не можем одновременно выполнять бессчетное количество дел. У кого-то получается делать одновременно 5 дел, кто-то еле справляется и с 2-ся, но в любом случае во внимании человека может быть ограниченное количество объектов и процессов. Но это тема для отдельной статьи. Все мы пониманием, что внимание может быть положительным: “Ты молодец, хорошо сделал это!” отрицательным: “Что ты делаешь? Это же не правильно! Перестань, глупый человек!” – сказал бы инопланетный пришелец. И для общения с детьми мы обычно используем именно эти два типа внимания, забывая о третьем типе – отсутствии внимания. Очень важно понимать, что во время положительного или отрицательного внимания, мы формируем исходящий поток информации. И только отсутствие внимания не передаёт ничего. Нет ни входящей ни исходящей информации.

Итак, второй вывод: внимание бывает положительным (+), отрицательным (-), и может отсутствовать (0).

4. Мы получаем то, что продолжительно поощряем.

В этой фразе скрыт весь смысл мотивации не только детей, но и взрослых людей. Нужно чётко понимать, что положительное и отрицательное внимание – этот тот самых исходящий поток от вас к ребёнку, которого он так ждал. Не важно, кричите вы на него, или хвалите – он получает ваше внимание. Вы вознаграждаете его своим вниманием. Зачастую можно наблюдать такую картину: праздник, сидят взрослые за столом, а ребёнок играет в другой комнате. Собрал железную дорогу, пустил по ней поезд и ужасно гордится тем, как у него всё хорошо получилось. Дитя требует похвалы, вознаграждения. Он идёт к взрослым в комнату, пытается влезть в бурное обсуждение, например, украинского кризиса, и говорит “Мама, папа, я собрал железную дорогу” – на что получает скучное “Молодец, иди играй дальше”. Но детская потребность во внимании не унимается, он же целых 2 часа собирал, успел сломать и починить сто деталей, вложил всю душу маленького железнодорожника, а ему досталось всего лишь “молодец”. Дитя продолжает: “Мама, папа, ну посмотрите какую железную дорогу я собрал!” – но взрослые уже перешли на военно-космические войска в Сирии, и детские игры вообще никак не клеятся в разговор. “Так, хочешь быть наказанным? Иди в комнату, не мешай взрослым!” – доносится сквозь зубы от родителей. Ребёнок обиженный уходит в комнату, так как этих двух маленьких порций внимания ему совсем не хватило! И ему приходит гениальная мысль: он уходит в свою комнату, разбирает железную дорогу конструктор, берёт одну детальку, возвращается к взрослым и бросает её на стол, а того хлеще – прямо в салат. Взрослые тут же вскакивают из-за стола, начинают кричать на бедное дитя, что так делать нельзя, у них загораются глаза! Ребёнок наконец-то получает то, что он хотел – больше внимания, вместо скучных однообразных фраз! И как вы думаете, какова вероятность того, что он повторит успешное действие по получению внимания путём разбрасывания вещей? Ещё как повторит! И каждый раз будет ругань, и каждый раз будет то же самое. И повторится это не в один вечер, а каждый раз, когда ребёнок будет желать внимания.

Давайте разберём, что произошло в этой ситуации: мы не наградили вниманием создание железной дороги, а наградили её уничтожение и разбрасывание по всей квартире. Причём наградили этот хаос не один раз. И мы получаем то, что продолжительно награждали: хаос по всей квартире.

Как этого избежать? Очень просто! Когда ваш ребёнок подошёл к вам с просьбой посмотреть его дорогу, нужно встать и пойти смотреть, что же за ноу-хау изобрело ваше дитя. Даже если разговор за столом интересней. Даже если совсем-совсем не хочется. Наградить пристальным вниманием положительное и успешное действие вашего ребёнка – это первая обязанность родителей в воспитании. И тогда у детей просто отсекается возможность делать что-то плохое, ведь они больше время будут заняты полезными делами, будучи уверенными, что их обязательно похвалят за выполнение этих дел. Конечно же, будут и курьёзы и казусы, надо просто объяснить детям, что за это их никто не похвалит.

Итак, вывод третий: мы получаем то, что продолжительно поощряем.

5. Правила.

Для того, чтобы не было казусов и курьёзов, конечно же надо вводить правила. Ребёнок должен чётко понимать, что можно делать, а что нельзя, и за этим нужно постоянно следить. Чадо сделало что-то плохое? Сразу же вводим новое правило, что этого делать нельзя. И обязательно вознаграждаем выполнение этих правил. Не только вниманием, но и всякими плюшками.

автор: SuperToha (Пикабу)

Детская мотивация. Понимание и доверие в отношениях со своим ребёнком.
8 оценок, Средняя оценка: 5 из 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *