Несколько лет назад я приняла решение стать учителем. При этом надо учитывать, что живу я в Германии, где и собиралась учительствовать. На первый взгляд тут довольно запутанная школьная система. После начальной школы детей делят по школам трех видов гимназия для отличников и самых прилежных, Реальшуле для всех и Хауптшуле для тех, кто в России обычно становится гордым троечником и с трудом учится. Вот в эту систему Хауптшуле я и решила пойти сеять разумное, доброе, вечное. На данный момент я доблестно отработала пару лет на разных практиках во всевозможных школах и побывала личным куратором школьника.

Учитель в Германии

В зависимости от региона, типа школы и возраста учеников детали могут меняться. Мой опыт по большой части относится к 5-8 классам баварских Хауптшуле.

Школьный год начинается со знакомства и разделения ролей между учениками. Стандартные функции: раздача тетрадей и учебных материалов, поливание цветов, включение света, мытье доски, написание даты на доске. На каждую должность назначают двоих, меняясь каждую неделю. Вся информация висит на стене и регулярно обновляется.

День начинается с переклички. Родители обязаны оповестить школу в первые часы учебного дня о том, что ребенок болен. В противном случае учитель звонит родителям. Каждое пропущенное занятие должно сопровождаться запиской от родителей, если ребенок отсутствует больше трех дней, то уже необходима справка от врача.

Немцы не пытаются насадить школьную форму или какие-то требования к внешнему виду. Так что многие подростки выглядят не то как новогодняя елка, не то как дешевая улучная распутная девушка. Плюс у них классе в седьмом возникает неумолимая тяга к косметике и странное понятие о том, что такое гигиена и зачем она нужна.

Зато пользование телефонами запрещено на территории шоклы на законодательном уровне. Исключения, конечно, есть, но их мало – экстренная ситуация или разрешение учителя. У нарушителей телефон может быть изъят и отдан только родителям.

На переменах детей выгоняют из здания школы. Только когда идёт дождь или снег, можно играть в коридорах. Во многих школах дворы оформлены в виде детских площадках. Особенно это актуально для школ, где в здании находится ещё и начальная школа. В течении всей перемены дежурят учителя, которые следят, чтобы детишки друг друга не поубивали. но в основном учителя ничего не видят и только изредка отлавливают любителей покурить в кустах. Курение, кстати, запрещено на всей территории школы.

В баварских школах мальчики и девочки занимаются спортом раздельно. Причем мужчина не может преподавать физкультуру у девочек. Обычно большой спортзал делят специальными тентами на несколько поменьше, чтобы группы не мешали друг другу. Во многих школах есть душевые, но ими, помоему, никто и никогда не пользовался. Обычно раздевалки открываются только изнутри или со стороны зала, чтобы избежать воровства. Но все же дети предпочитают скидывать ценные вещи в специальный ящик под присмотром учителя.

Во многих регионах плавание является обязательной дисциплиной. Мусульманские девочки, кстати, тоже должны плавать со всеми. Что они и делают в закрытых наглухо купальниках. Занятие ведет обычный учитель физкультуры, получивший специальную квалификацию.

Немного об оснащении.

Оверхед-проекторы прочно вошли в жизнь всех школ. Каждый кабинет оснащен этой штукой. Также есть доска, иногда несколько, стена для записей, куча плакатов, пособий и стенгазета. Зачастую в кабинете есть небольшая библиотека, где находятся словари, атласы, всевозможные справочники и энциклопедии. Обычно они закупаются за счет школы, как и остальные пособия.

Почти во всех школах есть компьютер – от кабинетов информатики и медиатек до компьютеров в кабинете или холле. Многие школы покупают несколько десятков нетбуков или планшетов, которые можно взять для занятий. Все больше популярностью пользуются IPad-классы и Moviles Learning, где дети работают с помощью современных девайсов.

А если школа нашла крутого спонсора или просто получила хорошее финансирование, то кабинеты обзаводятся смартбордами и проекторами. Обычно же на всю школу имеется пара телевизоров и несколько переносных проекторов.

Самым удручающим для меня было то, что некоторые школы делают упор на технику. В последней моей школе было несколько IPad-классов, но не было кабинета химии и физики. Даже ретор и колб для опытов не набралось для моего урока в нужном количестве. Впрочем, остальное там было на высшем уровне.

Немецкие школы сотрудничают с музеями, зоопарками и некоторыми предприятиями. Во все тех же музеях и зоопарках есть специальные сотрудники-педагоги, которые могут помочь или полностью провести занятие по заданной теме. А еще они устраивают выезды в школу. Так на моей первой практике было занятие по пещерным людям, где дети мололи зерно и варили кашу из него и ягод, учились пользоваться “доисторическим” оружием из камней и пытались развести огонь. Сотрудники музея привезли кучу материала и подготовили потрясающее занятие.

Поскольку в школьную программу входит подготовка ко взрослой жизни, часто проводятся занятие по тому, как правильно писать резюме и как вести себя на собеседованиях.

В более старших классах дети ещё и практику проходят. Места они ищут сами, но школьные учителя обязаны контролировать детей и посещать их во время “работы”.

И последнее. Министерство образования со всеми своими заморочками в каждой земле свое. В Баварии, где я и обитаю, каждый тип школы на каждый класс имеет учебный план. там закреплены темы, которые должны быть пройдены в течении года. Как, в каком порядке и объеме это делать, решает сам учитель. Зачаствую такие решения принимают на школьном уровне и создают общую программу. Это облегчает составление плана занятий и делает возможным проведение общих уроков для всей параллели.

автор: GelbeEule (Пикабу)

Работа школьным учителем в Германии.
4 оценок, Средняя оценка: 5 из 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *